Введение. В современную философскую оптику попадают феномены, раскрывающие антропологическую субъектность как самого человека, так и в отношении с другими. Эти феномены тем не менее могут рассматриваться и самостоятельно. В статье мы рассмотрим некоторые из них, которые, как нам кажется, выходят на первую линию в настоящее время: одиночество, усталость и доверие. В философско-антропологических подходах мыслителей двадцатого и двадцать первого веков (Х. Арендт, М. Шеллер, М. Хайдеггер, Бён-Чхоль Хан и другие) усматривается ответ на вопрос о том, кто такой человек: каковы его место, мера и влияние в новой структурной реальности, которую он создаёт. Материалы и методы. Материалом для исследования стали работы отечественных и зарубежных философов, которые были проанализированы с использованием герменевтического, философско-компаративистского методов. В частности, были изучены конкретные характеристики, описывающие связь человека с окружающей реальностью. Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что человек становится личностью при условии осмысленной работы, что обуславливается предлагаемым ему выбором в условиях фрагментарности общества. Из-за частичного, разрозненного, фрагментарного процесса взаимодействия человека с обществом первый склонен не столько к обогащению своей личности, сколько к потребительскому времяпровождению. Через категорию доверия это звучит следующим образом: у того, кто доверяет, больше времени прожить жизнь полно, поскольку он знает, чего ему не хватает, и понимает, как этим можно пользоваться в жизни. Несмотря на кажущийся негативизм, усталость положительно стимулирует человека к осознанию имеющихся навыков и социального опыта, а также является «паузой», т. е. адаптацией накопившегося опыта. Обсуждение и заключения. Масштабные социальные потрясения приводят личность к состоянию отчуждённости, что выражается в стремлении к одиночеству, при этом ощущение усталости может стать ключом к изменению ситуации. Современное общество говорит, что субъект может сделать, что звучит как вера в способности человека выполнить ту или иную задачу. Однако подобное размывание границ «не\могу» ведёт к тому, что возрастает уровень продуктивности и в некоторой степени изнурённости, которая в конечном счёте может привести к переживанию одиночества и снижению доверия к окружающим людям. Большая самостоятельность приводит к апатии, в том числе к труду, которая отстраняет от окружающего мира, потому ведет к уменьшению доверия. Однако ключевым превентивным механизмом в современном обществе может стать дистанцированность в форме усталости, которая предъявляет обществу не сколько равнодушие, сколько совершенное волевое решение «прерваться на перерыв», а значит, ожидание от общества доверительного отношения.
Стремясь к обретению больших знаний, обучающийся сталкивается с условиями, которые вызывают в нём агрессию. Стресс, соперничество, усталость и одиночество могут спровоцировать такое крайне негативное состояние. Следом за исследованиями прошлых лет, в этой статье мы хотим, в том числе, актуализировать данные об агрессии среди обучающихся. Эйерс, Синха и другие в своих исследованиях ищут ответ на причины возникновения агрессии в период обучения. В ответ на результаты исследований разрабатываются стратегии преодоления: контроль за давлением, поощрение командной работы во время соревнований и конкурсов, а также создание благоприятной учебной обстановки. При соблюдении осторожностей и использование стратегий, образование помогает лучше справляться с агрессией. Исследования Хофманна, Джонсона, Эллис и Кнауфа и др. подтверждают эффективность этих методов. В данной статье мы приводим аргументы, что академический стресс может привести к агрессии. Использование предложенных подходов может способствовать созданию более оптимистичной и продуктивной учебной обстановки для учащихся.