В статье рассматривается государственная национальная политика Российской империи в контексте деятельности Российско-Американской компании в XIX в. с особым акцентом на практику управления и культурно-духовное развитие Русской Америки. На основе анализа основных положений Устава компании, в которых нашли отражение приоритеты государства по поддержанию и распространению русских культурных и духовных ценностей на новых территориях, сделан вывод о значительных усилиях Российско-Американской компании в построении гармоничных национальных взаимоотношений разных народов. Особое внимание уделяется механизмам взаимодействия с коренным населением, вопросам их защиты, культурной интеграции, а также духовно-нравственного воспитания. Раскрываются аспекты государственной политики по отношению к детям-креолам — потомкам смешанных браков между служащими компании и представителями коренных народов. Подчеркивается роль образования, поддержки семей креолов и распространения православной миссионерской деятельности в формировании уникальной социальной среды Русской Америки. На основе архивных документов и свидетельств современников приводятся примеры практической реализации государственной политики: организация школ, поддержка семей креолов, проведение вакцинации, обеспечение социальной защиты и материальной поддержки. Освещается деятельность миссионеров, в частности, Иннокентия Вениаминова, чьи просветительские и педагогические инициативы способствовали интеграции коренных народов и креолов в российскую культурную и духовную традицию. В статье выделены особенности регулирования правового статуса коренного населения, участвующего в деятельности Российско-Американской компании, механизмы защиты их интересов, а также основные направления реализации российской политики, направленной на создание устойчивой и гармоничной системы межэтнических отношений в условиях многонационального общества Русской Америки.
Целью исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, стал анализ основных принципов и механизмов программно-целевого управления (ПЦУ), формирующих современную практику государственного администрирования в Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на том, что важным ключевым преимуществом программно-целевого метода выступает тесная увязка планируемых мероприятий с финансовыми ресурсами; при этом на каждом этапе обеспечивается адресность, приоритетность и эффективность затрат. В ходе работы рассмотрены ключевые особенности применения ПЦУ: от нормативно-правовой регламентации и согласования бюджета до внедрения проектного подхода и межведомственного взаимодействия. В статье подробно освещены типичные проблемы, связанные с формальным планированием, недостаточной координацией между уровнями власти и затрудненным мониторингом результатов; сделан вывод о том, что совокупность принципов ПЦУ обеспечивает его целостность, прозрачность и результативность, позволяя органам публичной власти достигать поставленных социально-экономических целей и оперативно реагировать на новые вызовы. Важное место в процессе исследования было уделено перспективам совершенствования, которые включают усиление цифровизации, прозрачности и ответственности за достигнутые показатели. По итогам работы предложен комплекс мер по повышению эффективности программно-целевого управления, предполагающий обновленные стандарты планирования, формирование единой цифровой платформы и более активное вовлечение экспертного сообщества. Это может служить ориентиром для модернизации государственных программ и успешной реализации долгосрочных национальных приоритетов.