Статья посвящена исследованию нарратива серии компьютерных игр Mass Effect. Рассматривается одна из составляющих этого нарратива, а именно то, каким образом репрезентирована наука в игре и как поставлен вопрос об этических аспектах деятельности ученого. Все это рассматривается в контексте того, что наука, преобразовавшаяся в технонауку, как социальный институт существует в контексте биополитики, во многом выполняя функции разработки и совершенствования инструментов биополитического контроля. В статье показано, что нарратив данной компьютерной игры является ярким примером того, как проблематика взаимосвязи биополитики и технонауки репрезентирована в современной массовой культуре.
В статье рассматривается вопрос о терминологической корректности понятия “генеративный искусственный интеллект”. Дискуссия позволяет сделать вывод о том, что преждевременно утверждать о замене человека GPT-ассистентами (Generative Pre-trained Transformer Assistant - GPTA) в среде социокультурной электронной коммуникации. Персонологический функционализм, обосновывающий замену людей машинами, опирается на психофункционализм Неда Блока, доказывающего необходимость психологизации машинного функционализма путем введения “смысла” в продукты прохождения оригинального теста Тьюринга. Для персонологического функционализма минимально необходимыми составляющими тьюрингового теста являются “творчество” и “смысл”. В работе показано, почему GPTA не проходят креативного теста. Для демонстрации неспособности пройти тьюринговый текст на осмысленность дорабатывается машина Блока путем совмещения нейрокомпьютерной (1978 г.) и символьной версий (1981 г.). Для нового расширенного теста Блока сохраняется и усиливается аргументация предыдущих версий: машины типа GPTA не способны исполнять ни роли психологического функционализма - в частности, ни персонологического функционализма - в общем.