Научный архив: статьи

МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО АБСТРАКЦИОНИЗМА В ИСТОРИИ МИРОВОГО НОН-ФИГУРАТИВИЗМА (2023)

В статье рассматриваются вопросы развития регионального абстракционизма с позиции характеристики методов абстрагирования и исторического процесса развития нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор статьи представил этапы творческого пути трех сибирских художников: Н. Д. Грицюка, Т. Н. Грицюк, А. В. Насонова, поместив их в исторический контекст развития абстрактной живописи в Сибири. В результате исследования были сделаны выводы об использовании этими художниками приемов формализма, структурализма и феноменологического подхода.

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 2 (89) (2023)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
АБСТРАКЦИОНИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ СИБИРСКОЙ НЕОАРХАИКИ: ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗНОСТИ (2023)

В статье рассматривается творчество художников направления «сибирская неоархаика» с точки зрения жанрово-образных характеристик. Автор использует теорию жанровой хронотипологии Н. А. Яковлевой, а также постулаты П. Кармел о тематических группах в истории мировой абстракции. В ходе изложения истории развития направления «сибирская неоархаика» был выявлен постмодернистский характер этого направления. В результате анализа работ художников обозначены жанровые семейства, к которым тяготеют произведения «сибирской неоархаики».

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 1 (88) (2023)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КЕМЕРОВСКОГО ХУДОЖНИКА А. В. НАСОНОВА: ОТ ФИГУРАТИВНОСТИ К АБСТРАКЦИОНИЗМУ (2025)

В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 1 (96) (2025)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
СКУЛЬПТУРА В. В. ТРЕСКИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЕМЕРОВА (2024)

В статье проанализированы особенности художественного образа в трех произведениях кемеровского скульптора Валерия Васильевича Трески: памятник бездомной собаке (2008), «Мать» (2011) и мемориал воинам-кузбассовцам, погибшим в локальных вооруженных конфликтах (2004). При сравнении авторских приемов обработки материалов в скульптуре станковых и монументальных форм делается вывод о творческом методе В. В. Трески. В рассматриваемых произведениях прослеживается связь с традициями реализма. Опираясь на характерные для мастера приемы - формовка объема гранями, использование негативного пространства, - авторы доказывают сближение его творчества и с модернизмом. В ходе исследования раскрыта идейная общность проанализированных скульптур - ориентация на гуманистические принципы современного бытия. Все произведения отличает эмоциональная наполненность образа, обращение к состраданию и человеколюбию. В заключение выявлена связь созданных В. В. Треской скульптур с городским пространством: расположенные вдоль популярных пешеходных маршрутов, они активно взаимодействуют со зрителем, возрождая в горожанине человечность.

Издание: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Автор(ы): ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, МОТОВИЛОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках