Рост популярности специального налогового режима налога на профессиональный доход (далее - НПД) обусловил актуальность изучения феномена «зависимой» самозанятости - формы трудовых отношений, при которой плательщик НПД преимущественно взаимодействует с одним «работодателем», что приводит к подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с целью минимизации налоговых обязательств. Определение доли «зависимых» самозанятых в общей структуре плательщиков НПД становится важным инструментом для разработки оптимальных решений в области налогообложения, социальной защиты, занятости и предоставления льгот. Целью исследования является анализ существующих подходов к оценке доли «зависимой» самозанятости в России и разработка универсальной методики её определения в структуре плательщиков НПД. В статье рассмотрены различные подходы к оценке, включая социологические исследования, анализ распределения самозанятых по отраслям, изучение налоговых данных и другие методы. Проведён анализ риск-индикаторов, применяемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) для выявления замаскированных трудовых отношений, а также предложено дополнение данного перечня новыми индикаторами риска. Изучена судебная практика арбитражных судов Российской Федерации по делам, связанным с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, и её последствиями для налоговых обязательств. На основе полученных данных разработан комплексный системный подход, который позволяет не только более точно оценить долю «зависимой» самозанятости, но и повысить прозрачность и эффективность регулирования отношений между плательщиками НПД и организациями. Выявление доли «зависимых» самозанятых является предпосылкой к созданию более прозрачной налоговой системы, позволяя ФНС адаптировать механизмы контроля за соблюдением условий применения НПД. Внедрение предложенного подхода может способствовать не только минимизации злоупотреблений в сфере самозанятости, но и формированию основ для модернизации публично-правового регулирования в соответствии с современными экономическими реалиями. Полученные результаты представляют собой основу для дальнейших научных исследований и разработки практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности государственного управления и публично-правового регулирования самозанятости.
Российская Федерация активно внедряет налог на профессиональный доход в регионах, результаты данных нововведений могут носить как позитивный, так и негативный характер для бюджета субъектов РФ. Задачей нового налогового режима, является снижение уровня теневой экономики в регионах и создание новой статьи доходов для региональных бюджетов. Целью данной статьи является предложение по адаптации методики оценки бюджетной эффективности внедрения налога на профессиональный доход, разработанной на основе методик оценки эффективности внедрения налоговых льгот Данные подходы являются инструментом, которые позволяют спрогнозировать последствия налоговых изменений – следовательно, могут быть использованы, для прогнозирования и оценки эффективности нового налогового режима.
В данной статье проведена оценка распространения НПД в РФ, произведен расчет бюджетной эффективности стандартными методиками оценки эффективности внедрения налоговых льгот и предложена методика расчета чистого бюджетного эффекта на примере Республики Татарстан.
На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что самозанятые становятся значимыми для экономики развитых регионов, чем больше их численность, тем больше возникает различных положительных и отрицательных эффектов от их деятельности. Расчет коэффициента чистого бюджетного эффекта показал низкую бюджетную эффективности внедрения налога на профессиональный доход в Республики Татарстан.