РОЛЬ И СПЕЦИФИКА РЕСУРСНЫХ ДОХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ РОССИИ (2024)

Одной из проблем сбалансированного и поступательного экономического развития государства и регионов является разработка рациональной стратегии освоения минеральных ресурсов, которая способна обеспечить экономические выгоды для страны и общества в целом. Цель налоговой и бюджетной политики заключается, с одной стороны, в получении максимальной прибыли от добычи сырья с сохранением экономической заинтересованности недропользователей, с другой - обеспечение поступательного развития территорий при освоении месторождений полезных ископаемых в результате расширения местной налоговой базы и создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов. В задачи исследования входило определение уровня дифференциации добывающих регионов, исходя из налогов, поступающих в региональные и федеральный бюджеты, оценка динамики различных видов налогов и степени влияния добывающих отраслей на доходы регионов с учетом вида полезного ископаемого с 2006 по 2023 г. Для решения поставленных задач были выделены основные горнодобывающие регионы с высокой долей добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости. Проведенное исследование показало существование двух разнонаправленных векторов в налоговых потоках сырьевого сектора (для полноты анализа в работе рассматривалась не только добыча, но и деятельность, связанная с первичным переделом, обогащением, производством нефтепродуктов, переработкой газа, транспортом сырья). С одной стороны, роль минерального сырья в экономике государства остается по-прежнему значительной, поскольку большинство федеральных налогов формируется в сфере освоения месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в подавляющем большинстве сырьевых регионов эта зависимость даже возросла с учетом тренда на перераспределении налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. С другой стороны, отмечается тенденция снижения доли налогов предприятий горнопромышленного комплекса в доходах регионов. Показана дифференциация регионов с позиции собираемых и распределяемых налогов, в которой выделяются регионы-центры нефтегазодобычи; регионы, ориентированные на добычу углеводородного сырья, с уровнем добычи до 10 % от общероссийского объема; регионы, специализирующиеся на добыче других видов минерального сырья (каменного угля, драгоценных металлов, железной руды и др.). Выявлено, что официальная статистика позволяет определить общие тенденции сбора и распределения налоговых поступлений, однако внутрихолдинговые распределения финансовых потоков и отчетности крупных добывающих компаний препятствуют реальной оценке вклада горных предприятий в бюджеты территорий. С целью укрепления финансовой устойчивости добывающих регионов рекомендовано повысить уровень прозрачности контрактов между компаниями и территориями, а также уделять большее внимание развитию инфраструктурных и социальных объектов при согласовании лицензионных соглашений.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): ТИМУШЕВ Е.Н., БУРЦЕВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТЫ (2024)

Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.

Издание: ИЗВЕСТИЯ КОМИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА УРО РАН
Выпуск: № 4 (70) (10 ст.) (2024)
Автор(ы): БУРЦЕВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Сохранить в закладках