Научный архив: статьи

ЛИДЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ КЕНИЯ В КОАЛИЦИОННЫХ СТАБИЛИЗАЦИОННЫХ СИЛАХ ДЛЯ ГАИТИ: ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ ADHOC КОАЛИЦИЙ (2025)

Рассмотрена роль Республики Кения в стабилизации обстановки вне Африканского континента и потенциал ad hoc коалиции, сформированной из «второстепенных» государств, как альтернативы институционализированным системам коллективной безопасности в контексте развития новых форм миротворческой деятельности. В 2020-х гг. либеральная миростроительная парадигма оказалась неприменимой к Гаити - без вешней силовой поддержки государство не смогло противостоять росту бандитизма, что привело к серьезному кризису в сфере безопасности. В октябре 2023 г. для оказания помощи властям Гаити в противостоянии городским бандам Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание Многонациональной миссии по поддержке безопасности под руководством Кении, мандат которой был продлен в сентябре 2024 г. Необходимость проведения данной миссии свидетельствует о начале нового цикла внешнего вмешательства в Гаити.

Цель исследования - анализ опыта и уроков формирования и функционирования ad hoc коалиции из «второстепенных» государств, выполняющей стабилизационные задачи в условиях внутреннего конфликта, и роли государства - лидера коалиции на примере Кении в изменяющейся международной обстановке посредством междисциплинарного, исторического и системного подходов. Автор приходит к выводу, что готовность Республики Кения выступить в качестве государства - лидера коалиционных сил показывает расширение возможностей государств Африки по выполнению ведущих ролей в сфере обеспечения безопасности за пределами континента. Однако процесс развертывания новой миссии существенно затянулся, и в настоящее время стабилизационные силы имеют весьма ограниченные ресурсы и возможности в плане помощи гаитянской полиции. Результаты анализа опыта первого этапа Многонациональной миссии по поддержке безопасности в Гаити подтверждают рабочую гипотезу о том, что эффективность действий коалиционных сил связана с наличием государства-лидера, обладающего международным авторитетом и ресурсами для проведения стабилизационной или миротворческой операции. Отмечается разрыв между амбициями «второстепенных» государств и их возможностями по самостоятельному проведению коалиционных операций. Наряду с общими для аналогичных операций трудностями в обеспечении прогнозируемого и устойчивого финансирования данная миссия столкнулась с рядом проблем национального уровня, включая необходимость формирования правовой базы для направления кенийских миротворцев в Гаити и отсутствие поддержки кенийских оппозиции и общественности. В свою очередь США, поддерживая свои геополитические интересы в Карибском регионе, продолжают играть роль патрона для «несостоявшихся государств» и создают коалиции со «второстепенными» государствами, привлекая их для достижения своих целей.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Том 25 № 3 (2025)
Автор(ы): ТИШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯМЕСТНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ООН (2024)

Введение. Рассматриваются организационно-правовые и методологические аспекты участия полицейских ООН в повышении профессионального потенциала полицейских страны, принимающей миротворческую операцию. Проанализирована роль организаций семьи ООН и региональных организаций в оказании помощи миротворцам ООН в обучении местного полицейского персонала. В процессе исследования использованы результаты проведенного в 2024 году анкетирования сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в текущих миротворческих операциях ООН в Республике Южный Судан и Демократической Республике Конго.

Цель исследования: изучить и проанализировать миротворческие практики в сфере обучения местного полицейского персонала для выявления возможных направлений повышения эффективности данной деятельности.

Методология. С учетом комплексной природы предмета исследования применен системный подход, позволяющий выявить взаимосвязь всех составляющих процесса обучения местного полицейского персонала, использованы сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы, метод анализа экспертных оценок и другие методы научного познания.

Выводы. Полицейские органы государств, принимающих миротворческие операции ООН, критически нуждаются во всех видах профессионального обучения как базового уровня, так и по различным направлениям служебно-оперативной деятельности - от обеспечения прав человека до расследования преступлений.

В условиях миротворческих операций ООН обучение полицейских принимающего государства обладает выраженными особенностями в части организации, материально-технического и методологического обеспечения обучения, подбора и привлечения преподавательского состава, реализуемых форм учебной работы.

Однако эффективное обучение невозможно при отсутствии системного и централизованного подхода, заинтересованности и надлежащего финансирования как процесса обучения, так и материально-технической базы национальных образовательных организаций различного уровня со стороны правительства принимающего государства.

Издание: НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ
Выпуск: №4 (2024)
Автор(ы): ТИШКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках