Вода является жизненно важным и ограниченным ресурсом. Потребность человека в чистой питьевой воде составляет от 2 до 4 л в день. При всей численности населения, превышающей 8 млрд чел., минимальная глобальная суточная потребность в воде составляет около 32 млн т. Не случайно в повестке устойчивого развития ООН большое внимание уделяется проблемам доступности и качества водных ресурсов [1]. В частности, по данным последних годовых докладов порядка 2 млрд чел. на Земле не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а свыше 3,5 млрд чел. не имеют доступа к современным санитарно-гигиеническим средствам [2]. При этом 80 % сточных вод возвращается в экосистемы без очистки [1]. Одной из целей государственной политики России является охрана здоровья и улучшение качества жизни населения, в состав мер ее достижения входит, в том числе, обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения [3]. Целью исследования явилось определение ключевых направлений совершенствования управления использованием водных ресурсов в России. Исследование проводилось с использованием таких методов, как систематизация и обобщение информации, статистический анализ данных. Полученные результаты показали, что институциональные основы регулирования правоотношений в сфере использования водных ресурсов являются многоуровневыми, охватывают широкий спектр вопросов, регулярно обновляются и дополняются. Таким образом, основа правового регулирования водных отношений уже сформирована, однако динамика ключевых индикаторов состояния водных ресурсов в России и их загрязнения свидетельствует о том, что отдельные положения требуют дальнейшего развития. По результатам проведенного исследования были определены основные направления совершенствования хозяйственной практики в сфере водопользования, по наиболее проблемным областям сформулированы ключевые критериальные оценочные блоки для проведения комплексного анализа качества управления использованием водных ресурсов в регионах РФ.
Регионы Северо-Западного федерального округа при общей тенденции роста ВРП демонстрируют снижение доли образования в ВРП и доли занятых в образовании в общей занятости населения, одновременно отмечается сокращение числа вузов и количества обучающихся в них студентов. Данные тенденции могут стать серьезным препятствием для развития регионов в контексте четвертой промышленной революции и экономики знаний. Недостаточное внимание к сфере образования может объясняться тем, что его вклад в региональное развитие недооценивается. Вузы играют особую роль в региональной социально-экономической системе и, реализуя «третью миссию», влияют на экономику, политику, социальную сферу региона своего присутствия. Для более точного понимания роли вузов в региональном развитии актуальной является задача комплексной оценки их функционирования. В этой связи целью работы стала оценка уровня реализации функций региональными вузами и выявление взаимосвязи их функционирования с основными социально-экономическими показателями региона. В работе описана методика оценки уровня функционирования региональных вузов и представлены результаты ее апробации на примере регионов Северо-Западного федерального округа. Высокий уровень функционирования вузов отмечен в Архангельской области и Санкт-Петербурге. Наихудшие показатели реализации функций вузами наблюдались в Ленинградской области. Корреляционный анализ показал наличие значимой связи между функционированием вузов и основными социально-экономическими показателями регионального развития. При этом отмечается существенная диспропорциональность в уровне реализации функций вузами во всех регионах округа. Полученные результаты могут быть интересны исследователям проблем регионального развития, руководителям вузов, ориентированных на реализацию «третьей миссии» университета, а также могут быть использованы для проработки решений по развитию высшего образования на региональном уровне в Северо-Западном федеральном округе.