Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.
Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.
Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.
Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.
Сегодня, наша страна находится в крайне противоречивом положении России на мировой политической арене в колеблющих условиях нестабильности геоэкономических процессов оказывает колоссальное влияние на формирование отношения к внешнеполитическим угрозам современной молодежи. В статье проанализированы эмпирические данные, полученные в ходе исследования общественного мнения молодёжи Пензенского региона в возрасте от 14 до 35 лет на примере фокус группового исследования в 2024 и глубинного интервью в 2025 гг. Цель исследования – изучение социокультурных особенностей политического потенциала современной молодежи через изучения общественного мнения о ходе специальной военной операции. Представлены материалы, полученные в ходе фокус-группы в рамках научного проекта, изучающего протестный потенциал молодежи региона. В результате исследования было определено, что молодые люди поддерживают действия властей относительна начала и хода СВО, а также имеют достаточно позитивные прогнозы относительно итогов и завершения операции для России.