Досуг – многомерный социальный феномен, изучаемый одновременно в философском, историческом, социологическом и прочих контекстах. В данной статье рассматривается формирование социологии досуга как исследовательского направления, выделяются ключевые подходы (функционализм, теория рекреации, критическая теория, постмодернизм) и современные тенденции качественных социологических исследований досуга (теории цифрового, эко- и креативного досуга, теория платформенного капитализма). Показано, что досуг, изначально мыслимый как пространство свободы и средство повышения социальной солидарности и стабильности, превращается у социальных теоретиков XX в. в инструмент манипуляции, эксплуатации и контроля, а в новом тысячелетии – в поле борьбы между индивидами, сообществами и корпорациями, становясь в ряде случаев неотделимым от рабочего времени. Победа развлечений над смыслами в «эпоху досуга» (по Д. Габору) порождает определенный антиконсьюмеристский и контркультурный импульс и тяготение к альтернативным формам досуга. Современный досуг является гибридным: он одновременно имеет коммерческое измерение и является площадкой для альтернативных практик, и его дальнейшее исследование (в том числе применительно к конкретным социокультурным средам и возрастным когортам) требует междисциплинарного подхода.
Статья посвящена рефлексии по итогам трехлетней работы автора над проектом корпоративной социальной ответственности «Центры местного сообщества» (ЦМС) на материале пространства «магазинов у дома» ТС «Пятерочка». В 2020–2021 годах была разработана концепция проекта («Пятерочка» совместно с консалтинговым бюро «Ценципер», с поддержкой интегратора You social), проведены глубинные интервью, собраны данные полевых исследований и реализованы пилоты — сначала на пяти, затем на пятидесяти магазинах. В 2022– 2023 годах при участии двух НКО (БФ «Добрый город Петербург» и БФ «Хорошие истории») проведено масштабирование ЦМС на 354 магазина в девяти регионах. При участии БФ «Культура благотворительности» проведено исследование с целью выявить социальные эффекты проекта, включающее интервью и фокус-группы с основными стейкхолдерами проекта (28.11.2022–12.01.2023). По итогам оценки результатов исследования проведено масштабирование проекта на 1350 ЦМС. На основе собранных данных показана трансформация привычных сценариев использования магазинов как рабочего места сотрудниками и как места для покупок покупателями под влиянием внедрения нового социального проекта. Описан механизм возникновения проектов корпоративной социальной ответственности, то есть то, каким образом компания выбирает направления для инвестирования и какую роль на этом пути играют социальная антропология и этнографические методы.