Статья посвящена анализу наиболее ранних письменных и археологических источников, связываемых с аланами. Интерес к этому племени внезапно возник у античных литераторов, историков и географов в I в. Они локализовали алан на Нижнем Дунае, в Приазовье и в Закавказье. При этом Иосиф Флавий и Клавдий Птолемей знали алан как часть скифов. Лукиан из Самосаты отмечал тождество внешнего вида скифов и алан. Письменным свидетельствам синхронно распространение в указанных регионах могильников с погребениями в катакомбах, близких по обряду позднескифским с одной стороны и средневековым аланским - с другой. Автор предлагает считать их памятниками ранних алан. Отмечается, что среднесарматская культура, традиционно связываемая с аланами, была уничтожена в начале II в. поздними сарматами, в то время как аланы известны вплоть до татаро-монгольского нашествия.
В последние годы в исследованиях по скифо-сарматской археологии все больше внимания уделяется совместным погребениям людей с лошадьми (т. н. «всаднических»). В связи с этим, актуально исследование статуса таких захоронений «варваров» эпохи раннего железа Западного Предкавказья. Исследование массива, состоящего из 1771 погребения второй пол. IX в. до н. э. – IV в. н. э., позволило выявить различные варианты «всаднических» захоронений. Изучение динамики развития этих погребальных практик в рамках периодизации, предложенной для меотской культуры Н. В. Анфимовым, позволяет утверждать, что обряды «всаднических» погребений у синдов и меотов являлись более сложными, чем традиции захоронения их сородичей. Сопоставление материалов из синдских и меотских могильников с погребальными памятниками других культур позволяет утверждать, что традиция совместного захоронения лошади и человека в регионе имела автохтонное происхождение. Можно предположить, что так называемые «всаднические погребения» были оставлены представителями варварского общества, основным занятием которых были грабительские набеги («балцы» Нартовского эпоса).