Научный архив: статьи

ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ СОЦИУМЕ (2025)

Рассматривается специфика лингвокультурологической парадигмы анализируемой языковой личности с ментальными особенностями при включенности субъекта в общество. Предложена авторская интерпретация культурной картины индивида в процессе его социализации как конструкта, представленного иерархией когнитивно-социальных парадигм в динамике, обусловленных решающим событием в жизни субъекта - операцией по увеличению интеллекта. Согласно антропоцентрическому подходу языковая личность идентифицируется на вербально-семантическом, тезаурусном и мотивационном уровнях. На мотивационном уровне увеличение рациональной составляющей субъекта определяется как основной стимул развития индивида с умственной отсталостью и как неотъемлемый фактор его включенности в социум. На тезаурусном уровне идентифицируется специфика функционирования концептуальных признаков социализации, интеллекта и вектора коммуникативной направленности общения. Выдвигается гипотеза о том, что низкая социализация индивида как при минимальной, так и при высокой рациональной составляющей интеллекта объясняется дисбалансом умственного и эмоционального компонентов интеллекта анализируемой языковой личности. Коммуникативное и речевое поведение индивида обусловливается коммуникативными стратегиями и речевыми тактиками. Обращение к кооперативным / некооперативным стратегиям и тактикам регулируется вектором коммуникативной направленности общения, изменение которого сопровождается сменой коннотативного знака соответствующих стратегий и тактик. Выявляется специфика функционирования коммуникативных стратегий и тактик с различной оценкой в процессе эволюции индивида. Выдвигается гипотеза о том, что возможна также интерпретация адресантом (обществом) стратегий и тактик анализируемой языковой личности с позитивной оценкой как некооперативных. Применительно к современной общественно-экономической формации, и англоязычному социуму в частности, затрагивается проблема социализации человека, детерминируемая очевидным предпочтением индивидом виртуального общения реальному как барьером для социального функционирования человека. Виртуальная коммуникация не способна сделать индивида социально значимым. Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке лингвистики, социологии и психологии.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Бугрова Светлана Евгеньевна, Кабанова Ирина Николаевна, Курышева Наталия Ивановна
Сохранить в закладках
Современные представления о механизмах зрительной памяти (обзор литературы) (2025)

Память находится в центре любой интеллектуальной деятельности человека: ни одна из психических функций не может быть осуществлена без ее участия. Однако механизмы ее работы еще не до конца ясны. Цель – изучение публикаций, посвященных современным представлениям о механизмах зрительной памяти человека для определения перспективных научных направлений в этой области. Материалы и методы. Проведен анализ 58 публикаций за последние 15 лет на таких ресурсах, как Google Scholar, PubMed, eLibrary, Crossref Metadata Search. Результаты. В обзоре приведены различия долговременной и рабочей зрительной памяти по функциональным свойствам, опирающимся на различные нейронные субстраты (механизм рабочей памяти связан с активностью затылочной и теменной коры, а долговременной памяти – с активностью медиальной височной доли и гиппокампа). Модель организации долговременной зрительной памяти традиционно представляет собой пассивное хранение зрительной информации в течение длительного времени. Современная модель организации рабочей зрительной памяти рассматривается как когнитивный механизм извлечения нужной информации из долговременной памяти и использования для решения той или иной функциональной задачи. При этом обе модели предусматривают взаимодействие нейронов гиперколонок, разных слоев зрительной коры и структур мозжечка для оценки цвета, пространственной локализации объектов и других характеристик зрительной информации. Заключение. Несмотря на активные разносторонние и многоплановые исследования последних лет, многие вопросы в области изучения зрительной памяти остаются недостаточно освещенными. Например, одним из перспективных направлений для будущих работ является изучение особенностей функционирования зрительной памяти у пациентов разного возраста с офтальмопатологией, в том числе связанной с поражением центрального отдела зрительного анализатора. Ключевые слова: виды зрительной памяти, модели организации зрительной памяти, зрительное восприятие, объем рабочей памяти, нейронные субстраты зрительной памяти, когнитивные потоки.

Издание: THE EYE ГЛАЗ
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Автор(ы): Рычкова Светлана Игоревна, Курышева Наталия Ивановна, Лавер Александр Богданович, Толмачева Алина Ивановна
Сохранить в закладках