Статья посвящена изучению мотивов, влияющих на выбор отеля представителями поколения Z. В настоящее время рассматриваемое поколение является одной из самых многочисленных групп потребителей и представляет исследовательский интерес не только для научного сообщества, но и для гостиничного бизнеса в целом, так как несет прямой коммерческий интерес.
Для индустрии гостеприимства сегментирование посредством применения теории поколений является инновационным способом привлечения и удержания клиентов и позиционирования себя новатором уникального сервиса для потребителя [Киреева и др. 2022, с. 702], принадлежащего к тому или иному поколению. Например, представители рассматриваемого поколения предпочитают путешествия материальным благам. В их рейтинге расходов путешествия по миру уступают место сбережениям на первоначальный взнос на жилье. Они довольно разборчивы в том, где останавливаются во время отпуска. Поэтому отельерам важно знать и понимать ценностные ориентиры и критерии, влияющие на выбор отелей представителями данной целевой аудитории.
Путем опосредованного опроса, проведенного при помощи анкеты, созданной в Google Form, авторам статьи удалось выявить ключевые мотивы, влияющие на выбор отеля поколением Z. Знание этих факторов имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности отеля, разработки и реализации его сервисной стратегии, построенной на персонализации и понимании предпочтений, обуславливающих ожидания, и как следствие, выбор отеля «зумерами». В условиях активного развития внутреннего туризма в России понимание ожиданий и запросов представителей поколения Z приобретает все большую актуальность для отельеров. Проведенное исследование показало, что рассматриваемое поколение путешествует довольно часто и в качестве основного места размещения во время путешествий выбирает, как правило, отели высшей категории, так как качество сервиса и уровень обслуживания в них значительно выше и сервис персонализирован.
Исследована эволюция восприятия и значения семьи и брака для общества в целом и молодого поколения в условиях быстро меняющегося социокультурного контекста. Отмечено, что в различные эпохи изменяется роль социокультурных и религиозных факторов. Рассмотрено влияние глобализации, стремительного развития технологий и изменения социальных норм на традиционные представления о семье и браке. Авторами в 2023 г. предпринято онлайн-исследование ценностных предпочтений студенческой молодежи в вузах Москвы, Пензы, Саранска, Твери, Уфы и Казани (всего было опрошено 738 чел.), выявлены наиболее устойчивые приоритеты, в числе которых семья, здоровье, образование и работа. Проанализирована нормативная база российской семейной политики, в том числе национальные цели развития Российской Федерации (демографический рост, сбережение населения, защита традиционных ценностей). Охарактеризована современная демографическая ситуация в современной Российской Федерации. Выявлено, что важнейшей составной частью традиционных духовных ценностей являются семейные ценности. Наиболее актуальными в современной исторической ситуации выступают вопросы укрепления института семьи и брака, популяризации среди подрастающего поколения традиционных семейных ценностей, целомудрия и здорового образа жизни как основы благополучия семьи, обогащения позитивного социокультурного опыта обучающихся на основе воспитания в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, соблюдения принятых в обществе правил и норм поведения, поддержания социальных и семейных традиций. Проанализированы изменения в эмоциональных и практических аспектах отношений, роль традиционных ценностей и современные тенденции, такие как стремление к индивидуализму и альтернативные формы семейной жизни, переход от патриархальных к более равноправным моделям семейных отношений. Выявлено распространение альтернативных форм родственных отношений (сожительство, однополые браки и совместное проживание без официальной регистрации). Охарактеризованы федеральные и региональные меры поддержки семей, в том числе молодых. Настоящее исследование подчеркивает важность понимания этих изменений для социологов, психологов и практиков, работающих с молодежью.