Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.
Введение. Важную роль в становлении дошкольной педагогической науки и практики в XIX в. сыграла педагогическая литература. Инструментом, обеспечивающим эффективность воздействия литературы, стала педагогическая библиография, в задачи которой входили систематизация педагогической литературы, ее организация и представление в соответствующих указателях. Таким образом, анализ ее зарождения и развития является важной частью истории дошкольной педагогики. Теоретический анализ. В ходе исследования были раскрыты научно-методические и библиографические условия формирования отечественной библиографии дошкольного воспитания и детства.
Заключение. Раскрыта роль Ф. Н. Медникова в разработке концепции педагогической библиографии и определения в ней места библиографии дошкольного воспитания. Уточнено место библиографии в становлении дошкольного воспитания, дан обзор основных библиографических указателей, выявлено ядро научной и методической литературы по дошкольному воспитанию и намечены пути ее дальнейшего изучения.
На материалах исторической науки дан анализ организации библиотечного взаимодействия науки и общества. Отмечается, что эффективность развития исторического самосознания и мировоззрения обусловлена не только состоянием исторической науки, но и организацией взаимодействия науки и общества, особенно интерпретацией ключевых событий в истории нашей страны, которые являются предметом споров, ведущих к раздору в современном российском обществе. На примере «Новой хронологии» показано негативное влияние псевдонаучных исторических изысканий на историческое мировоззрение и отношение к истории в российском обществе. Показано, что причинами этого в 1990–2010-х гг. стал «уход» государства из сферы политического и естественно-научного просвещения, замещение государственно-ориентированной просветительской модели библиотечного дела личностно ориентированной, направленной на абсолютизацию информационного и досугового спроса и освобождающей библиотекарей от ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке. Отечественное библиотечное дело из сферы просвещения постепенно трансформировалось в сферу услуг, в результате чего российское государство лишилось одного из эффективных институтов продвижения научной и иной политики, а общество оказалось не в состоянии противостоять влиянию псевдонаучных концепций, претворенных в жизнь благодаря массовым инструментам маркетинговых технологий. Автор полагает, что принятие основ государственной политики РФ в области исторического просвещения в 2024 г. создает условия для коррекции библиотечного строительства в сторону интересов не только личности, но и государства и общества. За основу предлагается принять государственно ориентированную просветительскую модель библиотечного дела, созданную в СССР, доработав ее с учетом гармонизации интересов личности, общества и государства. Раскрывается точка зрения о том, что вовлечение библиотек в реализацию государственной политики исторического просвещения должно включать целенаправленное комплектование библиотечных фондов рекомендованной научной и научно-популярной литературой по истории, информационно-библиографическое обеспечение исторического просвещения, активизацию библиотечного обслуживания и в первую очередь чтения. Высказывается предложение о том, что содержание этой политики будет способствовать переходу к просветительской модели библиотечного дела на качественно новом уровне.