В статье проведен анализ теоретических и практических аспектов проблемы внедрения в процесс обучения бакалавров специальности «Библиотечноинформационная деятельность» технологии «Обучение служением», ставшей с 2024 г. обязательной образовательной программой в вузах страны. Актуальность исследования, представленного авторами, определяется неразработанностью инструментов внедрения этой технологии в образовательный процесс конкретного направления обучения в вузе.
Цель статьи – рассмотреть теоретическую базу для реализации данной программы в процессе обучения бакалавров специальности «Библиотечно-информационная деятельность» с учетом того, что любая дисциплина, входящая в учебные планы вуза, должна быть направлена прежде всего на формирование и развитие профессиональных компетенций.
Результаты наблюдения за деятельностью студентов в ходе проектной работы показали, что обозначенная технология имеет высокий потенциал для развития профессиональных компетенций будущих специалистов библиотечного дела, если ее внедрение в практику обучения основано на главных требованиях к профессиональной модели специалиста, в том числе и специалиста библиотечного дела, а также если при разработке методического инструментария будут учтены главные принципы образования в высшей школе. Практическая значимость статьи состоит в приведении набора рекомендаций для внедрения технологии «Обучение служением» в других вузах и для других направлений подготовки.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.