Представлены результаты авторского сравнительного исследования ряда социальных, экономических, медицинских и других показателей регионов Российской Федерации, в которых доля детей с инвалидностью в общем числе детей является наименьшей по стране (к таким регионам отнесены Пермский, Приморский края, Ленинградская, Саратовская, Ярославская области, Республика Адыгея, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). Авторы предпринимают попытку выделить совпадающие показатели, которые могут оказывать влияние на низкий уровень детской инвалидности в регионе. Определение общих показателей необходимо для проверки гипотезы о том, что они могут являться факторами снижения уровня детской инвалидности и в других регионах Российской Федерации. Воздействие на выявленные показатели будет способствовать сокращению уровня инвалидизации и численности детей с инвалидностью в стране. Выводы авторов показывают наличие некоторых общих показателей, отличающихся от средних значений по Российской Федерации. К ним авторы относят демографические (уровень разводимости), медицинские (уровень общей заболеваемости и заболеваемости онкологическими болезнями, уровень младенческой смертности), экономические (доля расходов в региональном бюджете на здравоохранение), а также экологические (статус региона) показатели. В то же время уровень детской инвалидизации не связан с размером региона, его экономическим развитием и численностью его населения, а также с заключением браков, уровнем рождаемости и смертности в регионе. Важным выводом является заключение об отсутствии связи с распространенностью психических заболеваний, алкоголизацией, ЗОЖ и продолжительностью жизни в регионе. Авторы также подвергают сомнению одну из наиболее вероятных гипотез о том, что регионы с низкой инвалидизацией имеют более высокие расходы на социальную политику и устанавливают большее количество социальных выплат. Полученные авторами результаты обусловливают необходимость масштабных сравнительных исследований совокупности показателей экономики и сфер здравоохранения регионов Российской Федерации с разным уровнем детской инвалидизации.
В статье рассматривается формирование адаптивной парадигмы инклюзивного образования в контексте цифровой образовательной экосистемы высшего учебного заведения. Раскрывается значение методологических подходов: системно-структурного, антропоцентрического, компетентностного, проективного, аксиологического и социопрагматического в проектировании инновационных образовательных стратегий, ориентированных на реализацию инклюзивных процессов. Анализируются механизмы организации информационно-образовательной среды, включающей цифровые платформы, средства коммуникации и медиаресурсы, способствующие диалогичной и коллаборативной динамике. Особое внимание уделяется важности системной интеграции принципов педагогической дифференциации, адаптивности и консультативного влияния, а также необходимости гибко реагировать на изменяющиеся условия образовательной парадигмы. Приводятся аргументы в пользу непрерывного совершенствования компетентности педагогов, разворачивающих инклюзивную модель. Подчеркивается существенная роль проектного подхода и синергетической коллаборации всех участников учебного процесса для обеспечения устойчивости и эффективности инклюзивного образования.