В обзоре рассмотрены две новые книги британских исследователей, посвященные почитанию святого Кутберта в Средние века и восприятию прошлого членами его общины, которая первоначально располагалась на острове Линдисфарн, позднее переместилась в Честер-ле-Стрит, а затем в Дарем. Автор первой рецензируемой монографии, историк Ч. Розье, рассматривает широкий круг текстов, связанных с восприятием и конструированием прошлого членами этой общины (с конца VII по первую треть XII в.). Несмотря на отдельные неточности, работа представляется удачным примером комплексного анализа локальной средневековой историографической традиции на большом временном промежутке и с использованием широкой источниковой базы. Вторая рецензируемая книга написана филологом К. Уайтхед и посвящена всей средневековой истории культа святого Кутберта (конец VII – XV в.). Исследовательница, с одной стороны, выявляет основные черты, характерные для «кутбертовской» аскетической традиции, с другой – показывает многогранный образ святого, менявшийся в зависимости от исторического и географического контекста
«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного традиционно служит базовым источником по истории Британии VI-VIII вв., в том числе и в изучении распространения христианства в этот период среди германоязычного населения острова - англов, саксов и ютов. Согласно Беде, ключевую роль в этом процессе играли Августин, Павлин и другие миссионеры, направленные в Британию папой Римским Григорием I Великим. Напротив, бриттские священнослужители отказывались проповедовать своим английским соседям и вступили в конфронтацию с римскими миссионерами. У Беды они предстают своего рода аналогом новозаветных иудеев, отказавшихся принять Христа. Однако анализ иных источников (включая данные археологии и ономастики) свидетельствует, что по крайней мере в некоторых регионах (Кент, Западный Мидленд) существовал континуитет церковной жизни, несмотря на изменение этнического состава населения. В случае с Нортумбрией альтернативой рассказу Беды служат валлийские сочинения «История бриттов» и «Анналы Камбрии». Согласно им, короля Эдвине крестил не римлянин Павлин, а бритт Рун, сын Уриена, короля Регеда. Участие бриттов в начальном этапе христианизации Нортумбрии подтверждает анализ фигуры диакона Иакова, который, согласно Беде, был помощником Павлина. Его имя указывает на то, что он почти наверняка был не выходцем из континентальной Европы или англичанином, а бриттом. Центром его церковного служения был Каттерик, который в валлийской поэзии был связан с фигурой короля Уриена. Таким образом, Иаков либо принадлежал к правящему дому Регеда, либо пользовался его покровительством. Молчание Беды о связях Нортумбрии и Регеда не могло быть случайным. В статье ставится вопрос об опасности, которую для современного исследователя таит недостаточно критическое восприятие образов прошлого, заимствованных даже у самых авторитетных средневековых авторов.