«Вся Русь восхвалит Бога едиными устами…» Брестский (1596) и Полоцкий (1839) церковные Соборы и деятельность митрополита Иосифа (Семашко) в оценках галицко-русского просветителя и церковного деятеля протоиерея Иоанна Наумовича (1826–1891) (2024)

В XIX — начале XX века этнокультурный облик Восточной Галиции в значительной степени определялся идейным наследием деятелей местного галицко-русского движения, которые исходили из существования триединого русского народа в составе великороссов, малороссов и белорусов. Одним из ведущих представителей и идеологов галицко-русского движения был Иоанн Григорьевич Наумович (1826–1891), входивший в число самых ярких общественных и церковных деятелей Червонной Руси. Будучи греко-католическим священником, позже перешедшим в православие и по политическим мотивам эмигрировавшим из Австро-Венгрии в Россию, И. Наумович выступал как защитник галицко-русского крестьянства в качестве депутата галицкого сейма и австрийского рейхсрата; как инициатор и идеолог «обрядового» движения в греко-католической церкви, направленного на защиту восточного обряда от латинизации; а также как просветитель галицко-русского народа. По инициативе И. Наумовича в 1874 году в Галиции было создано культурно-просветительское Общество имени М. Качковского, которое способствовало развитию образования и подъёму экономического и культурного уровня галицких русинов. В своих произведениях И. Наумович проанализировал социокультурные причины и политические предпосылки унии, механизм её реализации и её последующие разрушительные последствия для коренного православного населения Западной Руси. Полоцкий церковный Собор Наумович оценивал как торжество исторической справедливости, как акт исправления трагических последствий Брестского церковного Собора путём воссоединения белорусских униатов с «прародительскою восточно-православною церковью». Наумович подчёркивал исконное православие «наших предков» со времени крещения Руси вплоть до 1596 года, когда была разорвана связь церкви в Западной Руси «с восточно-православною церковью, разорвана незваными пришельцами с запада, навязавшими нашим отцам унию». Однако, как утверждал Наумович, то, что было навязано лестью и насилием «чужими людьми не ради истины Христовой и спасения душ, а ради властолюбия римских пап и политических расчётов польской республики, стало падать после соединения литовско-русских областей Польши с Россией». Во главе униатской церкви, по словам Наумовича, встали мужи, «исполненные апостольским духом, открывшие глаза народу и призвавшие его к воссоединению». Именно таким апостольским мужем, по мнению Наумовича, был митрополит Иосиф (Семашко) со своими сподвижниками, трудами которых совершилось воссоединение с древнею Православною Церковью всех западнорусских областей.

Издание: ОРТОДОКСИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Шевченко Кирилл
Сохранить в закладках
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ ПО-ВАРШАВСКИ: БЕЛОРУССКОЕ И УКРАИНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 1930-Е ГГ (2023)

Статья содержит анализ политики официальной Варшавы в отношении белорусского национального меньшинства, которая имела традиционно ассимиляторский характер и резко ужесточилась в 1930-е гг. Отличительной чертой данной политики стал ярко выраженный репрессивный характер. Ярким символом национальной политики Варшавы в отношении национальных меньшинств стал созданный польскими властями в июне 1934 г. концентрационный лагерь в полесском городке Берёза Картузская, среди узников которого было много белорусов и украинцев. К концу 1930-х годов под давлением властей были закрыты практически все белорусские общественные и культурные организации и школы, а православная церковь подверглась растущей полонизации. Усилились репрессии властей против украинского населения Подляшья, Полесья, Холмщины, Волыни и Восточной Галиции. Противостояние польских властей с украинскими активистами подчас обретало формы латентной гражданской войны. Главной целью польской администрации в этнически белорусских и украинских восточных воеводствах II Речи Посполитой была тотальная полонизация местного восточнославянского населения. К 1939 г. полонизационные усилия властей достигли своей кульминации, обнаружив черты этноцида, понимаемого как уничтожение культуры народа, ведущее к его исчезновению путем ассимиляции. Лидер польской национальной демократии Роман Дмовский в 1931 г. определял внутреннюю жизнь Польши в это время как «картину варварства и глупости». Столь нелестные слова в первую очередь можно адресовать политике Варшавы в отношении национальных меньшинств.

Издание: ТРУДЫ ИНСТИТУТА ПОСТСОВЕТСКИХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 6 (2023)
Автор(ы): Шевченко Кирилл
Сохранить в закладках