Научный архив: статьи

О НЕКОТОРЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ В. В. РОЗАНОВА (НА ПРИМЕРЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ) В НАЧАЛЕ ХХ В (2025)

В данной статье исследуется политическое мировоззрение Василия Васильевича Розанова, одного из выдающихся русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, в контексте его взглядов на ключевые события российской истории. Анализируются его позиции по вопросам монархии, церкви, социальных и экономических реформ, а также отношение к значимым историческим событиям, таким как реформы Петра Великого и революция 1917 года. Сравниваются взгляды Розанова с другими современными ему мыслителями, что позволяет выявить его влияние на развитие политической мысли в России. Статья подчеркивает актуальность идей Розанова в контексте современных дискуссий о политическом устройстве и исторической памяти.

Издание: ВЕСТНИК ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. А. КАДЫРОВА
Выпуск: № 1 (57) (2025)
Автор(ы): Сайдумов Джамбулат Хамидович, Закавова Р.А., Заирбекова С.А.
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА В ТРУДАХ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА (2025)

Настоящая статья посвящена комплексному анализу политико-правовых воззрений Николая Александровича Бердяева. Философия права Н. А. Бердяева представляет собой уникальную, глубокую и многогранную концепцию, которая не только выходит за рамки традиционных правовых подходов, но и акцентирует внимание на внутреннем духовном мире человека, его свободе и творческом потенциале. В центре философских размышлений Бердяева находится идея свободы личности, которая понимается им не как внешнее юридическое состояние, а как метафизическая и духовная основа человеческого бытия. Для Бердяева право - это не только инструмент регулирования общественных отношений, но и важнейший механизм, способствующий духовному и моральному росту личности. Он утверждал, что право должно быть тесно связано с христианскими ценностями и духовными принципами, поскольку только такой подход позволяет рассматривать человека не как средство для достижения государственных или коллективных целей, а как высшую ценность, обладающую внутренним достоинством. Бердяев критиковал современные государственно-правовые системы за их склонность подчинять личность интересам коллективного целого, разрушая её уникальность и ограничивая её свободу. По его мнению, право, лишённое морального и духовного измерения, превращается в механизм подавления и утрачивает свою основную цель - служить человеку. В рамках настоящего исследования были подробно рассмотрены ключевые идеи философии права Бердяева, включая его взгляды на соотношение права и морали, права и религии, а также права и государства, идеи Бердяева в контексте проблем современного уголовного права, были предложены пути интеграции его взглядов в реформирование системы наказания в России. Особое внимание уделено его критике тоталитарных и авторитарных систем, которые отрицают духовное начало личности и стремятся ограничить её свободу. В трудах «Самопознание», «Философия неравенства», «О рабстве и свободе человека» философ подчёркивал, что право должно быть основано на принципах свободы, творчества и любви, а не на принуждении и подчинении. Кроме того, в статье проведён анализ актуальности идей Бердяева в современном философском и правовом дискурсе. Привлекаются труды современных исследователей, посвящённые изучению его наследия, что позволяет оценить философию права Бердяева в контексте современных социальных и правовых вызовов. Статья раскрывает как теоретические, так и практические аспекты его подхода, подчёркивая важность интеграции духовных и моральных ценностей в правовую сферу.

Издание: ВЕСТНИК ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. А. КАДЫРОВА
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Автор(ы): ДЖАБРАИЛОВ М.К., Сайдумов Джамбулат Хамидович
Сохранить в закладках