Научный архив: статьи

ТРАНСВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (2025)

Статья посвящена проблеме становления профессиональной идентичности будущих педагогов в процессе формирования трансверсальных компетентностей. Рассмотрены взгляды ученых на содержание понятия «трансверсальных компетентностей», активизируемого ростом социально-экономических изменений в обществе и пути имплементации понятия в образовательный процесс. Акцентируется внимание на характерных чертах трансверсальных компетентностей, выступающих предпосылками эффективности становления профессиональной идентичности будущих педагогов. При этом феномен «профессиональная идентичность будущего педагога» рассматривается как основная детерминанта профессионального развития личности будущего специалиста в современном обществе. Обозначенная цель теоретически обосновывает процесс становления профессиональной идентичности будущих педагогов через призму формирования трансверсальных компетентностей в условиях высшего образования. Понятие «трансверсальные компетентности будущего педагога» рассматривается как актуальные практические знания, проявляющиеся в трансфере (переносе) приобретенных знаний, умений и навыков обучающимся в область решения профессионально-педагогических задач и ситуаций образовательной практики на основе индивидуального и профессионального потенциала личности. Интеграция обучающихся в квазипрофессиональную, профессиональную среду способствует активизации саморазвития личности, обеспечивающего профессиональную идентичность будущего педагога. Представлена интерпретация понятия «профессиональной идентичности будущего педагога» как аспекта интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной сфере, отраженный в результате профессионального самоопределения будущего специалиста.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): СЕРЁЖНИКОВА РАИСА КУЗМИНИЧНА, БЕКШАЕВ ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (2025)

В статье представлены результаты анализа дидактического потенциала профессиональной самореализации будущего педагога в условиях развивающего пространства профессиональной подготовки, обеспечивающего смыслотворчество студента и творческой самореализации как основы осознания перспектив личностного самосовершенствования в профессионально-педагогической деятельности. Раскрыты различные подходы исследователей к обоснованию особенностей профессиональной самореализации будущих педагогов, объединяющих базовые характеристики, самореализации личности в условиях ориентации на самосовершенствование профессионально-педагогической деятельности. Это позволило раскрыть механизм профессиональной самореализации будущих педагогов в совокупности мотивов, ценностей, личностные смыслов и способностей самоактуализирующейся личности. В результате исследования установлено, профессиональная самореализация будущих педагогов может быть обусловлена перспективами профессионального становления, которые трансформируются в профессиональное будущее в рамках развивающего пространства профессиональной подготовки, представленного структурно-содержательной моделью профессиональной самореализации будущего педагога, обеспечивающей студенту роль субъектной регуляции профессионального самосовершенствования. Профессиональное самосовершенствование представлено как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня будущим педагогом собственной профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и собственной программой развития, что становится возможным в условиях квазипрофессиональной и профессиональной деятельности в процессе практической подготовки.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СЕРЁЖНИКОВА РАИСА КУЗМИНИЧНА
Сохранить в закладках