ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА, ВОСТРЕБОВАННОГО В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ (2024)

В статье рассматривается влияние изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» на развитие проектных компетенций у студентов четвертого курса бакалавриата, обучающихся по направлению 18.03.01 Химическая технология в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Исследование проводилось на кафедре Инноватики в химической технологии и заключалось в анкетном обследовании студентов четвертого курса. Проведенное анкетное обследование показало, что в результате изучения данной дисциплины процент теоретических знаний в области проекта и проектной деятельности возрастает, происходит развитие практических навыков по решению конкретных проектных задач и кейсов, студент становится способным принимать правильное решение при разработке проекта. Помимо этого, проанализированы мягкие компетенции студента и выявлены наиболее востребованные из них при работе в проекте. Установлено, что студенты готовы заниматься проектной деятельностью в любом секторе экономики, готовы примерять на себя проектные роли в команде, при этом не испытывая страха или неуверенности в себе. Однако существует ряд барьеров на пути к проекту, предложена система мотивации студентов к развитию проектных компетенций и устранению выявленных барьеров.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Маляшова Анна Юрьевна, Гадельшина Светлана Владимировна
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2025)

В статье отмечается, что Республика Мордовия по показателям инновационной деятельности в течение последних лет уверенно лидирует в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации. Это диссонирует с общим проблемным состоянием пока еще депрессивного региона, но в то же время свидетельствует о наличии у него серьезного потенциала для роста и устойчивого развития. Курс на импортозамещение принципиально изменил и расширил направления создания и внедрения инноваций для отечественных разработчиков, стал исключительно привлекательным для представителей малого бизнеса. НИОКР в сфере малого предпринимательства характеризуется их высокой актуальностью и востребованностью, что определяется позиционированием малых предприятий и, соответственно, знанием проблем товарных и технологических рынков изнутри. Вместе с тем остается немало вопросов, требующих совершенствования системы поддержки разработки и внедрения инноваций в регионе, особенно в малом бизнесе. В статье обобщаются и анализируются основные результаты действующей региональной поддержки развития инновационной деятельности в малом бизнесе, формулируются и обосновываются конкретные предложения по ее совершенствованию.

Издание: ТРАЕКТОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Выпуск: № 1 (13), Том 4 (2025)
Автор(ы): Бурланков Степан Петрович, Имяреков Сергей Михайлович, Толмачев Илья Владимирович
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (2025)

Данная статья посвящена особенностям формирования гражданской позиции школьников средствами краеведческих материалов на английском языке. Изучая историю, культуру и традиции своего региона, учащиеся развивают чувство принадлежности и ответственности перед своим сообществом. Кроме того, краеведение помогает сохранять и популяризировать наследие малой Родины, способствуя более глубокому пониманию прошлой и настоящей жизни региона. Включение местной истории в учебную программу не только расширяет знания учащихся, но и развивает критическое мышление, терпимость и гражданскую активность. Когда молодые люди узнают об истории и достижениях своих предков, они с большей вероятностью осознают важность активного участия в формировании будущего своего сообщества. Изучая край, учащиеся также могут извлечь ценные уроки о сохранении окружающей среды, социальной справедливости и развитии общества. Изучая уникальные особенности своего региона, у детей развивается чувство гордости за свое культурное наследие, и мотивация вносить свой посильный вклад в его сохранение и развитие. Вследствие этого в современной образовательной среде одной из важнейших целей является формирование гражданской позиции школьников. Авторы статьи предлагают фрагмент из авторской программы, разработанной для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В программе предлагается комплекс заданий на базе краеведческого материала об известных персоналиях Самарской губернии, которые родились или проживали(-ют) в регионе в конце XX - начале XXI веков; а также знаковых географических локациях Самарской области. В статье представлен материал для уроков в рамках внеурочной деятельности или для самостоятельной работы учащихся общеобразовательных организаций. Завершением изучения каждого Модуля авторы предлагают создание творческих и проектных работ.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Кулаева Ольга Александровна, Портнов Илья Алексеевич, Ярышкина Софья Викторовна
Сохранить в закладках
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ (2025)

В статье проведен анализ предпринимательского образования в общеобразовательных учреждениях города Томска, который позволил сделать вывод о недостаточности программ, формирующих предпринимательское мышление у обучающихся, или об их отсутствии. Программы дополнительного образования обучающихся общеобразовательных учреждениях города Томска реализуются с преобладанием технической, физкультурно-оздоровительной, художественной и социально-гуманитарной направленности, что соответствует тенденциям и факторам социально-экономического развития страны. Анализ организации всероссийских мероприятий (акселераторов, конкурсов), формирующих предпринимательское мышление у школьников, позволил выявить лучшие практики по работе с детьми и инструменты для обучения предпринимательству, а также заинтересованность высших учебных заведений как способ вовлечения и профориентации абитуриентов. На основании сравнительного анализа теоретических исследований в научной сфере предложено авторское определение «предпринимательское мышление» и его компоненты: психологический, когнитивный, социальный и цифровой. Рассмотрено предпринимательское мышление в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Практически все личностные, метапредметные, предметные результаты и есть те характерные личностные качества, знания и компетенции необходимые для развития предпринимательского мышления. Формирование предпринимательского мышления необходимо сделать непрерывным процессом, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Полученные материалы можно использовать как основу для дальнейшего мониторинга формирования предпринимательского мышления в образовательных организациях г. Томска и за его пределами.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Копытова Анастасия Игоревна, Мартыненко Диана Александровна
Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (2024)

Представлена характеристика особенностей управления рисками проекта в условиях неопределенности. Определены усилившиеся в настоящее время проблемы экономики, что оказывает сдерживающее воздействие на устойчивость предпринимательского сектора и деятельность его субъектов. Обозначены сдерживающие факторы при разработке и реализации проектов по причине повышенных рисков, что требует выбора оптимальной методики реализации проектных решений. Важность реализации в процессе управления организацией практики проектного управления не вызывает сомнений, поскольку инвестиционные вложения дают возможность повышения инвестиционной привлекательности и, как следствие, стимулируют к развитию предпринимательской деятельности, расширению мощностей, обновлению и модернизации оборудования и т. д. Подчеркивается значимость адекватного управления рисками в проектах, особенно в условиях экономической неопределенности, которая усиливает важность выбора правильной методики для реализации проектных задач. Обоснована необходимость применения эффективных подходов к управлению рисками, что может способствовать повышению устойчивости и развитию предпринимательской деятельности, а также оптимизации инвестиционных процессов в условиях повышенной неопределенности. Выделена важность интеграции методов управления рисками в стратегическое планирование и управление проектами, особенно в сложившейся экономической ситуации. Применение систематического подхода к оценке и управлению рисками не только укрепляет позиции предприятий на рынке, но и способствует их долгосрочному развитию и конкурентоспособности. Предложены конкретные рекомендации по улучшению процессов управления рисками, что является критически важным для успешной реализации проектов и достижения стратегических целей организации в условиях неопределенности.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Мещакова Алиса Евгеньевна, Павлов Андрей Владимирович
Сохранить в закладках
Формализация структурной сложности программного обеспечения автоматизированной системы управления как фактора проектной оценки его надежности (2025)

Исследование посвящено одному из аспектов проектирования автоматизированных систем управления объектами водного транспорта, такими как контейнерные терминалы, порты, судоремонтные предприятия, судоходные компании, шлюзованные судоходные каналы на регулируемых внутренних водных путях. Рассмотрена проблема создания методики проектной количественной оценки структурной сложности разрабатываемого программного обеспечения, поскольку указанная сложность является существенным фактором для оценки его надежности, а повышение сложности неизбежно приводит к возникновению различного рода уязвимостей в программном коде. Определена совокупность факторов, от которых зависит структурная сложность. Введена совокупность терминов для обозначения этих факторов при использовании модульного принципа разработки: «спектр модуля по вызовам», «спектр модуля по альтернативам», «глубина модуля», «цикличность модуля», «взвешенная глубина модуля», «взвешенная цикличность модуля». Обоснована целесообразность перехода к соответствующим безразмерным показателям. В развитие сформулированного ранее мультипликативного способа агрегирования общесистемного интегрального показателя из набора частных показателей приведена итоговая формула показателя проектной структурной сложности программного обеспечения автоматизированной системы управления и предложен способ его включения в проектную оценку общей надежности контура управления. Введена метрика для векторной оценки различия структурной сложности альтернативных программных продуктов.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
Выпуск: Т. 17 №4 (2025)
Автор(ы): НЫРКОВ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ, КОРОТКОВ ВИТАЛИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, Гаскаров Вагиз Диляурович
Сохранить в закладках
Проектная работа как инструмент сотрудничества студента и преподавателя на примере проекта "Разработка курса создание бота в telegram" (2025)

Предметом исследования является взаимодействие научной-исследовательской деятельности студента и преподавателя. Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей является ключевым элементом образовательного процесса, способствующим развитию критического мышления, навыков анализа и инноваций. Взаимодействие между студентами и преподавателями в рамках научных исследований играет важную роль в формировании профессиональных компетенций и научного мировоззрения. Анализ необходимых для разработки возможностей чат-ботов на базе мессенджера Telegram и их внедрение в конкретном чат-боте, который является конечным продуктом проекта “Разработка курса создание бота в Telegram”. Предмет исследования охватывает как технические аспекты разработки Telegram-бота, так и социально-образовательные аспекты сотрудничества студентов и преподавателей, что позволяет комплексно оценить эффективность и значимость подобных проектов в учебном процессе. Методы исследования: - теоретические (анализ литературы, сравнительный анализ, контент-анализ); - эмпирические (наблюдение, интервью, анализ документации, эксперимент, опрос студентов); В рамках исследования проведена оценка эффективности проектной работы как инструмента сотрудничества, что позволит выявить преимущества и недостатки данного подхода и предложить рекомендации по его дальнейшему внедрению в образовательный процесс. Платформа Telegram была использована для создания образовательного бота, что открывает новые возможности для интерактивного и игрового обучения, особенно в условиях пандемии и перехода на онлайн-образование. В ходе реализации проекта студенты приобрели навыки создания ботов для Telegram, овладели программированием на Python и научились работать с API. Также были разработаны методические материалы и учебные пособия, которые могут быть использованы в будущем для обучения других студентов. Проектная работа служит эффективным инструментом взаимодействия между студентами и преподавателями. Она способствует развитию необходимых навыков и компетенций, а также укрепляет сотрудничество между участниками образовательного процесса.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Туласынова Надежда Юрьевна, Тронь Татьяна Александровна
Сохранить в закладках
МЕТОДЫ ГЕНЕРАЦИИ ИДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

В основе проектной деятельности лежит формирование у студентов познавательных способностей, умение создавать собственные умозаключения, а также формирование креативного и творческого мышления. Метод проектов дает возможность делать процедуру обучения интересной, очень увлекательной и по этой причине крайне эффективной. В статье рассматриваются методы генерации идей в условиях проектной деятельности студентов. В ходе эксперимента реализован творческий проект, выполнение которого предполагало дизайн-мышление: выполнение заданий по их расшифровке и трактовке, самостоятельную творческую работу, использование орнаментов обских угров в практической деятельности для украшения предметов быта. Экспертная и независимая оценки в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность примененной методики. Результаты исследования указывают на то, что эффективность реализации проектной деятельности во многом определяется гибкостью подхода к обучению, применяемыми методиками и созданными условиями образовательной среды, способствующими формированию положительного отношения студентов к предлагаемым образовательным проектам.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Муллер Ольга Юрьевна
Сохранить в закладках
ПАРАДИГМА «ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛОГО» (2025)

Введение. В статье изложены результаты исследования, имевшего своей целью выработку философско-антропологической концепции, определяющей идеал «человека взрослого». Логика исследования включила проблематизацию самого понятия «человека взрослого», с уточнением его значения и очерчиванием границ его смыслового поля, при этом произведено различение проблемы антропологического модуса зрелости, или «человека взрослого », то есть способа бытия и состояния человека, противопоставляемого не детству, но способам бытия и состояниям незрелости, проявляющимся у взрослых, и проблематики философии и психологии возраста. Анализ модусов зрелости и незрелости в исследовании опирается преимущественно на феноменологический и диалектический подходы, первый из которых применен для обнаружения и анализа значимых для исследования проблемы феноменов человеческого бытия и включил, в частности, дескрипцию и анализ человеческой повседневности и социально-феноменологический метод, а второй позволил исследовать противоречивую, подвижную природу человека и развитие состояния «человека взрослого». Научной новизной в работе отличаются прежде всего выработанные автором основания исследования: комплексная антропологическая концепция, c утверждением «слоистости» опыта человека, способного интегрировать в себе бытийную множественность человека, и философская концепция субъектности; а также сама концепция антропологических модусов зрелости и незрелости. В результате исследования модус зрелости определен как полное выявление сущностных характеристик в каждом из слоев человеческого опыта, а также способности действия относительно другого/Других (функционирования в отношении мира), вследствие развития, реализующего развертывание человеческой субъектности.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: Т. 22 № 1 (2025)
Автор(ы): Кожевникова Маргарита Николаевна
Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ (2025)

Предмет, в современном мире развитие инфраструктурных комплексов играет ключевую роль в обеспечении стабильности и динамизма территориальных единиц. Это не только способствует нормальному функционированию урбанизированных зон и других населенных районов, но и влияет на повышение качества жизни, а также стимулирует экономическую активность и привлекает внешние инвестиции. Цель: разработка методики определения потребности в строительстве региональных инфраструктурных комплексов в условиях экономического кризиса и недостатка потока инвестиционных ресурсов в регионы. Дизайн исследования: автор в качестве гипотезы данного исследования выдвинул предположение о том, что правильная постановка и группировка задач строительства региональных инфраструктурных проектов для каждого стейкхолдера обеспечат формирование более системного и эффективного подхода к развитию региональной инфраструктуры. Результаты: в процессе данного исследования было сформулировано уточненное определение категории «региональный инфраструктурный комплекс», определены уровни задач, которые решаются посредством развития региональных инфраструктурных комплексов, разработана методика определения потребности в строительстве таких объектов. Также автором выделены стейкхолдеры строительства инфраструктурных объектов в регионах, определены задачи, которые будут направлены на развитие крупных инфраструктурных комплексов.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 6 (186) (2025)
Автор(ы): Баркинхоев Муса Магометович
Сохранить в закладках
ЗНАЧЕНИЕ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (2024)

Вкладывая средства в инновационные проекты, инвесторы обеспечивают финансирование долгосрочного развития. В статье рассмотрена роль венчурных инвестиций для создания проектов и развития стартапов, а также компаний, стремящихся существенно расширить бизнес. Проанализированы преимущества и недостатки венчурного капитала. Авторами представлен перечень возможных инвестиций рискового типа, а также области производства, для которых инвестиционные вложения играют ключевую роль.

Издание: ФОРПОСТ НАУКИ
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): Думнова Наталья Александровна, Минакова Елена Ивановна, Мосина Екатерина Игоревна
Сохранить в закладках
Анализ условий реализации в России экосистемного подхода в экономике (2025)

В статье обсуждается экосистемный подход в экономике. Указывается на интерес к нему со стороны экономистов и социальных ученых. Характеризуются особенности этого подхода: необходимость объединения систем, которые могут органично взаимодействовать друг с другом, эмерджентный эффект, возникающий от подобного объединения, рассмотрение экосистем не только в логике системного, но и средового подходов, процессы самоорганизации и «рационального симбиоза», присущие экосистемам, необходимость устанавливать новые отношения с объемлющими системами управления. Ставится вопрос о возможности реализации экосистемного подхода в условиях российской социальности и экономики. Для ответа на него автор, во-первых, рассматривает главные черты европейской экономики: налогообложение граждан государства, экономические институты производства, экономического права и рынка, вычислительные технологии и экономические модели. Кроме того, он обращает внимание на двухслойность экономики, включающей рыночные и нерыночные отношения. Во-вторых, автор обсуждает гибридную природу российской экономики. По мнению автора, требования к экосистемам входят в противоречие с существующей организацией российской экономики. Особенность первых - построение органических связей: территориальных, производственных, управленческих, организационных, обеспечения необходимых условий, реализации гуманистических и экологических идеалов и др. А сложившиеся связи и отношения устанавливались по другим основаниям: выгода, корпоративные интересы, властные отношения, традиции. В теоретическом отношении экосистемы могут быть подведены под понятие открытых саморазвивающихся систем, для которых внешнюю среду задает государство. В создание экосистемной экономики делает вклад и экономическая наука, в рамках которой должны быть построены экономические модели экосистем, позволяющие выйти на новые вычислительные технологии, без которых новая экономика тоже никогда не состоится.

Издание: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Розин Вадим Маркович
Сохранить в закладках