КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ (2025)

Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Перевозчикова Лариса Сергеевна, Кукоба Василий Дмитриевич, Назаренко Ксения Сергеевна
Сохранить в закладках
Цифровые трансформации в культуре и искусстве: современные реалии (2025)

В статье рассматривается степень внедрения информационных технологий в культурной и художественной области, а также приводится анализ изменений, которые произошли на фоне цифровизации в сфере культуры и искусства за последние годы. Исследование плюсов и минусов цифровизации арт пространств позволит оценить эффективность условий, созданных для формирования комфортной цифровой среды для людей различных социальных групп: учащихся, туристов, зрителей (слушателей) и т. д. В исследовании также приводятся наиболее популярные инновации сферы информационных технологий, используемых в культурной среде и арт пространстве в настоящее время, а также влияние искусственного интеллекта и нейросетей на деятельность и творчество художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства. Сегодня существует проблема качественных изменений внедрения цифровых технологий в культуру и искусство. На практике работа в данном направлении интенсивно ведется. В теории рассматриваемый вопрос изучен недостаточно и требует комплексного подхода к изучению и проведения новых научных исследований.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Сокровищук Алсу А.
Сохранить в закладках
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ (2024)

В статье представлен краткий анализ становления российской школы технического образования и отмечена важность развития современного инженерного образования в вузе. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются современные российские вузы в условиях стремительного развития технологий, цифровизации, непрерывного внедрения инноваций. Рассмотрены актуальные вопросы развития инженерного образования в региональном вузе на примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова (БГТУ им. В. Г. Шухова). Предложены и раскрыты принципы, реализация которых может повысить качество инженерной подготовки специалистов в региональном вузе, - организация свободного образования; воплощение индивидуального образовательного маршрута; учет влияния и использование цифровизации; использование лучших традиций элитарного образования; применение дистанционного обучения. Обобщена практика эффективной инженерной подготовки будущих инженеров на основе реализации выделенных принципов. Отмечены перспективные направления развития инженерного образования в региональном вузе, следование которым способно внести вклад в его устойчивое развитие.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): ЧИКИЛЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, АЛТЫННИК НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА
Сохранить в закладках
СВЕТ И ТЕНИ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ (ОТ РЕДАКЦИИ) (2024)

Подчеркивается актуальность гуманитарного осмысления процесса цифровизации, ее достижений и вызовов в рамках широкой междисциплинарной дискуссии. Примером такого обсуждения стала II Всероссийская научная конференция с международным участием «Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное». Анализируется основное содержание статей тематического выпуска, подготовленных участниками конференции и представленных авторами независимо. Заявлен план регулярного проведения силами двух крупнейших национальных исследовательских университетов Перми следующей конференции, выступающей правопреемницей конференций «Свет и тени цифровой реальности» (ПГНИУ 2023-2024 гг.) и «Образ инженера XXI века» (ПНИПУ, 2014-2019 гг.).

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Внутских Александр
Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ НА ЯКУТСКОМ ЯЗЫКЕ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНТЕНТА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ (2024)

Представленность национальных языков в цифровой среде может оказать противодействие языковому сдвигу в эпоху глобализации и цифровизации. Цифровая среда, где информация, услуги в основном выдаются на языке большинства, считается «неблагосклонной» к языкам национальных меньшинств. В результате в течение нескольких поколений может произойти языковый сдвиг, иными словами, переход коммуникации на язык большинства. Результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время можно говорить о доминировании интернет-ресурсов и социальных сетей над традиционными печатными СМИ. Исследователи отмечают, что государственные национальные СМИ выполняют важную функцию по сохранению и развитию языков в интернет-пространстве. Так, благодаря государственной поддержке в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) и своевременной трансформации традиционных печатных СМИ, функционируют сайты на якутском языке, производится контент в социальных сетях и мессенджерах. Основываясь на данных социологического исследования «Медиаландшафт Республики Саха (Якутия) - 2023», а также на результатах экспертного интервью по прогнозу изменения медиапотребления на якутском языке, можно сделать вывод о недостаточной востребованности и объемах потребления контента на якутском языке в Интернете. Исследование подтверждает беспокойство экспертного сообщества перспективой медиапотребления на якутском языке. Беспокойство вызывает низкая потребность в медиапотреблении на якутском языке среди молодежи. При реализации языковой политики Республики Саха (Якутия) предлагается учитывать различную степень влияния каналов информирования, их лояльные аудитории, уровень популярности различных медиа для разных возрастов. Создание эффективных государственных механизмов поддержки национальных региональных СМИ на федеральном и региональном уровнях, использование новых медиа и современных цифровых технологий при передаче информации на родных языках, вовлечение молодого поколения в потребление информации на родных языках в цифровой среде будет способствовать развитию межнационального согласия и культурно-духовного разнообразия российского общества.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): ГАВРИЛЬЕВ ЧОКУУР НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА (2024)

Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли. Государственная форма собственности на лесные ресурсы, а следовательно, и государственное управление лесным хозяйством через федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) не способствовали появлению современных цифровых технологий в последние десятилетия, в отличие от лесопромышленного комплекса, где цифровизация производства, особенно на целлюлозно-бумажных, плитных производствах, играет значительную роль в управлении предприятиями. Тем не менее в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи: повышения эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами; мониторинга лесных пожаров и борьбы с вредителями леса в режиме реального времени; автоматизации сбора, обработки и хранения данных и предоставления их всем заинтересованным сторонам; борьбы с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины и др. Цель исследования - определение подходов и направлений цифровизации и цифровой трансформации лесного хозяйства. В статье представлено исследование понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» применительно к лесному хозяйству с учетом зарубежного опыта. Приведены их преимущества, а также выделены основные «цифровые» технологии и решения, такие как цифровые трехмерные карты лесных участков, возможности искусственного интеллекта, роботехника и дроны, распределенные реестры и технологии больших данных. Оценены уровень, потребности и ограничения инфраструктуры цифровизации региона. Результатом исследования стала система рекомендаций по усилению цифровизации лесного хозяйства, учитывающие качество и характер использования древесины, нацеленные на формирование нормативных и инфраструктурных условий лесопользования. На ее основе возможна разработка цифровой системы оценки и прогнозирования лесных ресурсов северного региона.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Носков Владимир Александрович
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2024)

Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Золин Игорь Евгеньевич
Сохранить в закладках
Особенности внимания и памяти студентов – поколение Z в условиях цифровизации (2025)

Введение. Современный информационный мир внес коррективы в развитие познавательных функций поколений. Многие исследователи отмечают снижение памяти, внимания, мыслительных способностей. В меньшей степени изучается внимание поколения Z (2000– 2018 годы рождения), особенно студентов. Больше внимание уделяется особенностям внимания школьников. Обзор литературы свидетельствует о том, что представители поколения Z погружены в цифровую среду в процессе обучения в вузе и это накладывает определенный отпечаток на их познавательные процессы. Отмечается, что у молодых высока отвлекаемость, снижена концентрация внимания, большая зависимость от электронных игр, они визуально ориентированы в процессе обучения.

Материалы и методы. Для исследования внимания применяли методики: «Корректурная проба», методика «Расстановка чисел»; для исследования слуховой кратковременной, оперативной памяти – «Двойной тест». Респонденты 370 чел. – студенты, 1, 2 курс, возраст 17-19 лет, г. Ростов-на-Дону.

Результаты исследования. Установлены средние показатели по производительности внимания. Точность внимания в группах преимущественно выше среднего. Но по сравнению с исследованием 2016 г. точность снижена. Устойчивость концентрации внимания высокая по группам, но в 2016 г она была гораздо выше. Произвольность внимания в среднем по группам была ниже среднего, но она выше в сравнении с исследованием 2013 г. Установлены высокие показатели оперативной и кратковременной слуховой памяти студентов. Производительность внимания выше оказалась у студентов 2 курса.

Обсуждение и заключения. Отмечено, что поток информации, в котором существуют и обучаются студенты велик, высока утомляемость и тревожность студентов, что может снижать показатели внимания. Предлагается организовывать занятия со студентами по управлению содержанием информации, с целью не перегружаться, что в свою очередь будет развивать возможности внимания студентов.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Автор(ы): Пищик Влада Игоревна, Молохина Галина Анатольевна
Сохранить в закладках
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ (2024)

Приведены результаты исследования вопроса о роли либеральной интеллигенции в революционном процессе в Российской империи начала XX в. Материалом для исследования стали работы отечественных ученых 2016-2020 гг., вышедшие к столетию Великой российской революции. Их анализ позволяет оценить наметившиеся в профессиональных исследованиях подходы к осмыслению реальной картины исторических событий того времени, раскрытию степени участия либеральной интеллигенции в революционных событиях, выявлению динамики мировоззренческой позиции представителей мыслящей элиты. Авторами рассматривались работы таких известных в этой области ученых, как В. В. Шелохаев, В. П. Булдаков, К. А. Соловьев, Ф. А. Гайда, В. А. Щипков и др. В исследованиях так или иначе анализируются причины краха либеральной идеи в сложных исторических условиях и прекращения участия в революционном процессе представителей либеральной интеллигенции. Анализ современной историографической ситуации проблемы показывает, что демократические идеи представителей либерально мыслящей элиты не могли найти понимания, отклика у большинства населения страны, так как они в целом не соответствовали традиционным для общества того времени ценностям. Кроме того, в научных работах последнего времени уточняется: в среде либеральной интеллигенции отсутствовала тенденция к консолидации; понятные для большинства, конкретные ответы на вызовы времени не были представлены. В результате либеральная интеллигенция постепенно становилась сторонним участником революционного процесса.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ
Выпуск: № 2 (65) (2024)
Автор(ы): МАЛЫШЕВА ОЛЬГА ГЕРАЛЬДОВНА, ТОКАРЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Персонализация как ключевой принцип обучения взрослых в условиях цифровизации (2025)

Введение. Статья посвящена изучению принципа персонализации и его применения при проектировании образовательных программ для взрослых обучающихся. В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков образовательного контента с целью уточнения толкования термина «персонализация». Рассмотрена актуальность образовательных программ дополнительного профессионального образования, в том числе реализованных с использованием дистанционных образовательных технологий.

Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, а также использован метод анализа цифрового следа в системе дистанционного обучения. Систематизирован и обобщен практический опыт использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и разработке электронного образовательного контента.

Результаты исследования. Проанализированы различные толкования термина «персонализация», выявлены ключевые характеристики при использовании данного принципа в обучении взрослых. Уточнено понятие «персонализированное обучение взрослых». Описаны основные возможности для обучающего и обучающегося, которые предоставляет учет принципа персонализации при реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики понятия «персонализация», сформулировать единое толкование термина применительно к системе обучения взрослых, определить основные возможности использования принципа персонализации при проектировании образовательных программ и электронного образовательного контента.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Автор(ы): Воробчикова Елизавета Олеговна
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ЛАНДШАФТА (2025)

В данной статье рассматривается использование искусственного интеллекта в сфере бухгалтерского учета. Авторы исследуют возможности применения AI (artificial intelligence) для автоматизации процессов бухгалтерии, улучшения точности финансовых отчетов, оптимизации анализа данных и прогнозирования. Также обсуждаются преимущества и вызовы, связанные с внедрением искусственного интеллекта в бухгалтерию, и предлагаются рекомендации по успешной реализации подобных технологий в организациях.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): СЕМИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, Гусманов Расул Узбекович, Нигматуллина (Янгирова) Гульнара Рашитовна, Дик Елизавета Николаевна, Галиев Рустам Равилович
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ (2025)

Производительность труда является необходимой составляющей технологического и экономического развития любой страны. В настоящее время в условиях быстро развивающейся конкуренции на фоне внедрения индустриальных инноваций технического и цифрового характера в Российской Федерации активно реализуются государственные программы, нацеленные на достижение технологического суверенитета страны. Связанные с этим вопросы в настоящее время находятся в ракурсе пристального внимания руководства страны, взявшего курс на конструктивное их решение для достижения конкурентных преимуществ отечественной экономики. Целью статьи является развитие концептуальных основ влияния факторов на производительность труда на машиностроительных предприятиях. Методология исследования основана на методах теоретического и эмпирического познания (анализ, синтез, индукция, классификация, использование статистических методов). В статье представлена эволюция взглядов на производительность труда, начиная с работ классиков до современных научных школ. Дана оценка производительности труда в отрасли машиностроения, и показана роль государства в ее повышении, которая заключается в запуске ряда программных документов, в частности, программы «Производительность труда». На основе анкетирования руководителей предприятий машиностроения Оренбургской области были выявлены основные причины низкой эффективности производства. Разработана авторская концептуальная модель многофакторной производительности, состоятельность которой была подтверждена проведением расчетов с привлечением статистического инструментария на данных десяти машиностроительных предприятий, относящихся по ОКВЭД к виду деятельности 28.92: «Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства» и участвующих в федеральной программе «Производительность труда». Представлен опыт повышения производительности труда на примере АО «Завод бурового оборудования» Оренбургской области. По итогам проделанной работы подтвердилась гипотеза о том, что в настоящее время на производительность труда влияет большое количество факторов, в числе которых капитал, инвестиции, инновации, основные средства, труд. Сделан вывод, что, учитывая значимость машиностроения и наличие множества актуальных проблем, требуется и дальнейшее осуществление государственной поддержки отраслевых предприятий. Выявленные в результате исследования причины низкой производительности труда позволили сделать вывод о низком качестве управления, что требует дополнительного внимания руководителей предприятий к данной проблеме.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Спешилова Наталья Викторовна, Чмышенко Елена Георгиевна, ГРОМОВ А.В.
Сохранить в закладках