Целью данного исследования являются вопросы вовлечения молодежи в деструктивные идеологии и противоправную деятельность. Вне зависимости от возраста люди имеют доступ к современной технике, способной выходить в интернет и выполнять определенные задачи. У молодежной аудитории повышена группа риска, так как их легко могут завербовать, например, террористы. Террористы распространяют дезинформацию, запугивают население, создают панику, стараются создать атмосферу беспомощности. Терроризм имеет политический характер, но может действовать не только в политической, но и социальной, психологической, экономической сферах. Киберпространство помогает выполнить такие задачи быстро, с минимальным риском быть пойманным. Террористы поддерживают связи друг с другом, общаются, вербуют новых членов, осуществляют управление группами, распространяют экстремистские материалы также при помощи сети интернет. Большинство сфер жизни, включая экономику, постепенно глобализируются и переходят в цифровой формат, это делает их более удобными и доступными, позволяет ускорить многие процессы и сделать их доступными из любой точки мира. Однако такая автоматизация несет не только прогресс, но и угрозу со стороны кибертеррористов. Целью кибертерроризма является дестабилизация политической обстановки, давление на органы власти, принуждение их принимать те или иные решения, выгодные террористам, а также угроза применения насилия с целью воздействия на принятие решений органами государственной власти. Установлено, что внимание террористов в последние годы привлекают социальные сети, которые позволяют вступать с отдельными людьми или группами в прямой контакт, вести диалог, отстаивать свою позицию. Сети помогают им поддерживать связь с соратниками, вести подготовку атак. Подготовка, координирование и проведение террористических акций также может осуществляться через интернет при помощи специальных программ.
Целью данной статьи является освещение широкого спектра методов вербовки молодежи в террористические организации. Автором обозначены предпосылки и основные тенденции в рекрутинге молодых людей. Сегодня вопрос вербовки людей в террористические организации стоит в нашей стране очень остро. Несмотря на то, что проблема известна всем, тем не менее, четких методов борьбы с ней нет. Каждый год, данные вопросы поднимаются родителями, учителями, лидерами общественных движений, как не попасться на крючок вербовщиков, и самое главное - уберечь детей. К сожалению, основная цель данных преступников - это молодые здоровые люди, способные держать в руках оружие, и не важно женщина это или мужчина. Как правило, нужны и те, и другие, поскольку кроме реализации террористических актов, люди нужны и для других «дел». Если мужчины чаще всего используются как смертники, то женщины и девушки нередко до того, как также стать «шахидками», выполняют роль наложниц, поварих, и просто бесплатной рабсилы. Выводы: сегодня вербовка - это четкая стратегическая операция по вовлечению молодых людей в террористические организации. Вербовщики - это профессиональные психологи, прошедшие серьезную подготовку. Как правило, вербовка ведется посредством социальных сетей, которые представляют широчайшую аудиторию разного возраста, социального положения и нравственно-моральных убеждений. Контингент жертв вербовщика представляет собой, в основном молодежь, поскольку она обладает некритичностью мышления, восприимчивостью, податливостью. Обращение в ислам, как правило, существенно расширяет возможности вербовщика. Новообращенные готовы на все, дабы подтвердить серьёзность своих намерений. Привлекательными для террористов также являются молодые спортсмены, которые с детства отличаются дисциплиной, силой, выносливостью, а также профессиональные военные. К специфическим методам вербовки относятся заключение брака с террористами, проведение агитационных собраний и совместных религиозных обрядов.
В статье представлена методика и описаны результаты маркетингового исследования молодежи как сегмента целевой аудитории омских музеев и в частности музея «Либеров-центр». Авторы отмечают, что обеспокоенность музейных работников не случайна. Молодые люди старшего школьного, студенческого возраста и начинающие трудовую деятельность недостаточно информированы и тем более недостаточно вовлечены в деятельность музеев. Важным является и тот факт, что наблюдается новый тренд в коммуникациях с аудиторией - персонализация предложения. Цель исследования в рамках статьи - анализ целевой аудитории музея «Либеров-центр» как необходимость для разработки рекомендаций по совершенствованию политики продвижения музея. В ходе анализа полученных данных, описанных в статье, напрашиваются выводы о целесообразности изменения подхода и принятия маркетинговых решений, базирующихся на необходимости расширения арсенала инструментов маркетинговых коммуникаций, трансформации представления музейной деятельности и переход к инновационным, в том числе цифровым, формам взаимодействия с целевой аудиторией «молодежь». Результаты исследования показывают и целесообразность использования средств интернет-рекламы.
Экстремизм является серьезной угрозой для общественной безопасности и стабильности государств. Сущность экстремизма заключается в радикальной идеологии, насилии и стремлении к изменению существующего порядка. Опасность, которую представляют собой радикально настроенные индивиды и группы, требует проведения на постоянной основе комплекса превентивных мер противодействия экстремизму. В статье обосновывается, что профилактика экстремизма занимает важное место в системе противодействия преступности, поскольку рассматриваемое социальное негативное явление современной действительности выступает основной причиной социальной деструктивности и «поражает» широкие слои населения. Отмечается, что наиболее подвержена влиянию экстремистской идеологии современная молодежь, что обуславливает необходимость формирования у данной группы населения антиэкстремистского мировоззрения, способствующего снижению влияния экстремистской идеологии и взглядов. Автором делается вывод о том, что для борьбы с экстремизмом в молодежной среде требуется комплексный подход, включающий превентивные меры, в том числе антиэкстремистское просвещение, образование и воспитание, а также правовые меры, международное сотрудничество и социальную интеграцию. Превентивные меры направлены на предотвращение радикализации и формирование толерантного общества, а правовое регулирование и сотрудничество, в том числе на международном уровне, способствуют пресечению экстремистских действий и преследованию сторонников экстремистских взглядов и идей.
Статья посвящена анализу трансформации досуговых практик молодежи Республики Башкортостан в условиях цифровизации. На основе эмпирических данных, полученных в 2021–2024 гг., выявляются основные тенденции в организации досуга, включая доминирование его домашних форм, виртуализацию социальных контактов, гендерные и возрастные особенности досуговых практик. Подчеркивается значимость цифрового пространства в формировании современного досуга молодежи
В статье предпринимается попытка определить особенности политической культуры молодежи в постсоветской России, оценивая влияние социально-психологических характеристик, пространственно-временных особенностей среды и информационного пространства на ее формирование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания того, как политическая культура молодежи реагирует на социокультурные и политические вызовы. В работе использовались исторический и бихевиористический методы. В результате проведенного анализа установлено, что политическая культура молодежи представляет собой сложный и многогранный феномен, формируемый под воздействием множества факторов, в числе которых социальные, культурные, информационнотехнологические аспекты, а также исторический контекст
В статье рассматриваются сущность и роль патриотического воспитания молодежи, их влияние на региональное развитие, представлены результаты исследования ценностных ориентиров старшеклассников. Выявлены проблемы, накопленные в данной сфере. Определены ключевые аспекты взаимосвязи патриотизма и социально-экономического развития региона.
Цель исследования. Статья посвящена вопросу формирования жизненных стратегий молодежи столиц и провинций. Жизненные цели рассматриваются во взаимосвязи со смысложизненными установками, отраженными в представлениях о жизненном успехе, факторах их достижения, жизненных ценностях. Рассмотрен горизонт жизненного планирования, насыщенность и фокусировка жизненных планов молодежи столиц и провинций. Анализируется связь между представлениями молодежи о возможности достижения жизненных целей, с одной стороны, и социальными настроениями - с другой; влияние негативных самопрогнозов на формирование пессимистического эмоционального фона и критических оценок состояния дел в стране, негативного отношения к власти. Выводы. В статье показано, что молодежь столиц, по сравнению с молодежью провинций, более критична к внешнему контексту своей жизнедеятельности; на обстоятельства собственной жизни чаще смотрит через призму возможностей для развития. Она чаще ориентирована на самопозиционирование в «большом социуме» и влияние на него, в достижении целей демонстрирует активный субъектный подход. Она чаще уверена, что сможет добиться успеха, а сомнения в нем ухудшают эмоциональный фон, повышают критичность в отношении к происходящему в стране и к власти. Молодежь провинций более позитивно воспринимает общий контекст и обстоятельства собственной жизни, чаще ориентирована на цели, связанные с «малым социумом». Она более зависима от внешних обстоятельств, чаще готова к жизненному неуспеху, но это не вызывает у нее негатива по отношению к собственной жизни или к внешнему миру. Делается вывод о возможностях использования анализа жизненных стратегий в изучении специфики формирования социальных и общественно-политических настроений представителей разных групп молодежи. Эмпирическая база статьи - общероссийские опросы ФНИСЦ РАН.
Изучение жизненных ориентиров студенчества важно для понимания процессов, происходящих в сознании молодого поколения, формирующегося под воздействием разных факторов и субъектов. Цель исследования - определить особенности и динамику жизненных ориентаций студенческой молодежи на основе их ценностных и целевых приоритетов. Результаты исследования жизненных ориентаций студенческой молодежи и их динамики продемонстрировали смещение ценностных приоритетов в сторону ценностей индивидуализации, а также укрепление позиций ценностей адаптации. Ценности социализации, связанные с социальным взаимодействием, интеграцией в обществе, отошли на второй план. Выход на первый план ценностей индивидуализации, с одной стороны, означает стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, когда молодежь может сместить фокус внимания с ценностей, обеспечивающих выживание, на ценности самосовершенствования и самоактуализации. С другой стороны, приоритет ценностей индивидуализации знаменует культурно-ценностную трансформацию российского общества, риска межпоколенческого ценностного разрыва. Анализ динамики гендерных различий ценностных ориентаций указывает на трансформацию гендерных ролей, смещение традиционного для мужчин фокуса с адаптации на индивидуализацию, а также возрастание роли женщин в поддержании адаптационных механизмов.
В статье представлен теоретико-методологический подход, направленный на изучение карьерных установок молодежи в контексте растущей неопределенности на рынке труда. В условиях быстро меняющегося социума у работников остается меньше возможностей рассчитывать на построение стабильной и долгосрочной карьеры в рамках одной компании. В современных концепциях карьеры делается акцент на усилении значимости различных форм трудовой мобильности, на изменении ценностных ориентаций работника и важности субъективного восприятия собственного профессионального пути. Можно говорить о формировании нового типа карьеры, свойственного информационному обществу. На основе анализа ряда вторичных данных автором предпринята попытка выяснить, как традиционный и новый типы карьерного развития проявляются среди российской молодежи. Выявлено, что ориентации молодых россиян в отношении своей карьеры имеют гибридный, смешанный характер. В целом молодежь ориентирована на построение организационной карьеры, при которой заработная плата выступает важнейшим фактором успеха. Вместе с тем некоторые молодые люди проявляют интерес к работе на себя, дистанционной занятости. Часть молодежи готова демонстрировать самонаправленность в ходе своего профессионального развития, менять организации при необходимости. Делается вывод, что изучение карьерных установок и ориентаций молодых людей должно учитывать сосуществование традиционного и нового типов карьеры.
В статье обосновывается необходимость общественного договора между государством и студенческой молодежью в изменившихся условиях (с 1917 г. до конца 20-х гг.), цели и условия каждой из сторон, примеры вынужденного принятия и последствия отказа. Приведена классификация советской учащейся молодежи, дана характеристика полярных студенческих миров, проявляющаяся как в мотивации получения высшего образования, так и во взаимоотношениях внутри дифференцированных групп.
Продемонстрированы экстремальные условия обучения в вузах первых лет советской власти и возможности погружения в процесс духовного производства. Рассмотрен факт принадлежности социальной группы студенчества к интеллигенции: показаны изменения, происшедшие вследствие трансформации системы высшего образования, итогом которой стало появление новой группы рабочей социалистической интеллигенции.
Учащаяся молодежь является активным субъектом в процессе формирования традиционных ценностей, от позиции которого во многом зависит результат работы. Цель — установление степени готовности молодежи к признанию значимости традиционных ценностей в развитии современного общества. Материалы и методы. В качестве метода получения эмпирических данных был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проводился в апреле–мае 2024 г. Участвовали 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли 48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты и обсуждение. Среди опрошенной молодежи имеют широкое распространение гуманистические представления. Выявлено признание важности материального благополучия. Ценность патриотизма в целом нуждается в повышении признания. Низкий уровень признания получили ценности исторической памяти и служения Отечеству. Высокую значимость в формировании патриотического сознания, по мнению молодежи, имеют факторы, напрямую связанные с благополучием граждан. Словесная манифестация религиозности подтверждается менее чем в трети ответов на вопросы о ценностном и практическом ее воплощении. Выводы. Формирование традиционных ценностей в молодежной среде является сложной педагогической задачей в силу специфики аудитории. Молодые люди осознают свои собственные представления и ценностные предпочтения, критично воспринимают деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом стоит задача поиска оптимальных форм такой работы с учетом специфики молодежной аудитории.