Научный архив: статьи

Проблема безопасности на Южном Кавказе в политике Грузии (2012 – 2022 гг.) (2025)

Введение. Статья посвящена исследованию вопросов безопасности на Южном Кавказе в контексте политики Грузии за период 2012 –2022 гг. Регион, находящийся на пересечении интересов крупных международных и региональных акторов, оставался зоной постоянной напряженности. Политическая нестабильность и внешнее вмешательство западных структур, таких как НАТО и ЕС, способствовали обострению этнополитических конфликтов. Основное внимание в статье уделено анализу влияния западных сил на региональную политику Грузии и поиску мирных решений, направленных на обеспечение безопасности в условиях сложных международных реалий.

Материалы и методы. Исследование основано на сравнительном анализе и политической ретроспекции. Основными источниками выступают официальные документы Грузии по вопросам безопасности, а также отчеты международных организаций. Особое внимание уделено взаимодействию Грузии с НАТО и ЕС, чья политика зачастую приводила к росту напряженности в регионе и эскалации конфликтов, несмотря на их заявленные мирные инициативы.

Анализ. Основными вызовами для Грузии оставались этнополитические конфликты в Абхазии и Южной Осетии, усугубляемые западной политикой вмешательства. Вместо того чтобы искать истинно нейтральные пути решения, Грузия активизировала сотрудничество с НАТО и ЕС, что лишь усилило региональные противоречия. Несмотря на развитие транспортных и энергетических проектов, стремление к евроатлантической интеграции создавало дополнительные риски для стабильности в регионе.

Результаты. В исследуемый период Грузия, опираясь на западные структуры, добилась определенных успехов в международных контактах. Однако нерешенные конфликты и напряженные отношения с Россией продолжали угрожать стабильности. Политика зависимости от Запада, нацеленная на укрепление безопасности, привела к углублению геополитической нестабильности, что подчеркивало риски избранного внешнеполитического курса Грузии.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Автор(ы): Таучелов Батраз Гарикович, МАКИЕВА ЕЛИЗАВЕТА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
Трансформация внешнеполитических взаимоотношений между Великобританией и Южно-Африканской Республикой (Союзом) в 1950 – 1970-е годы: причины и особенности (2025)

Введение. В глобальном масштабе для европейских метрополий африканский континент имел исключительную ценность с экономической и политической точек зрения. Для Великобритании особую привлекательность традиционно представлял южно-африканский регион, который обеспечивал британскому капиталу монопольные рынки сбыта, основные источники сырья для развития стратегических производств и наиболее выгодные направления для инвестиций. Стремление Великобритании усилить как экономическое, так и военно-политическое присутствие в традиционных зонах влияния на всем континенте и, прежде всего, в наиболее промышленно развитом Южно-Африканском Союзе, определяло направленность ее внешнеполитической стратегии и способствовало установлению прочных двусторонних отношений между странами. При этом на протяжении длительного времени они развивались в контексте исторически сложившегося подхода, когда основные аспекты политической и экономической деятельности ЮАС формировались с учетом интересов метрополии. На характер внешнеполитических взаимоотношений значительное влияние оказала как система апартеида, получившая развитие в ЮАС с 1948 года, так и система расовой дискриминации в целом, возникшая в Южной Африке еще в XVII веке.

Материалы и методы. Основными источниками для написания статьи являются стенограммы заседаний нижней и верхней палаты Британского парламента, правовые акты ЮАС(Р), Великобритании и ООН. В процессе работы над темой использовались как общенаучные (анализ, сопоставление), так и специальные методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный).

Анализ. В статье проведено исследование основных этапов развития взаимоотношений Великобритании и ЮАС(Р) с конца 40-х до начала 70-х гг. XX в. Проанализированы причины постепенного изменения векторов политики обеих стран по отношению друг к другу после выхода ЮАР из Содружества Наций. Отслежены тенденции падения экономического влияния Соединенного Королевства в регионе.

Результаты. Имидж и позиции Великобритании на Африканском континенте в значительной степени обеспечивались странами-членами Содружества, в том числе ЮАС. После выхода Союза из его состава в 1961 г. Великобритания на международном уровне оказывала, во-первых, сопротивление вводимым в отношении ЮАР санкциям, во-вторых, давление на процессы принятия политических и экономических решений Республики в интересах Лондона. Тем не менее, к середине 70-х годов внутриполитическая конъектура в ЮАР изменилась и факт выхода республики из-под влияния Великобритании стал достаточно очевидным. Это привело к ослаблению стратегических позиций Соединённого Королевства в Южно-Африканском регионе.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Автор(ы): Криулин Андрей Михайлович
Сохранить в закладках
Министерство иностранных дел империи Габсбургов: история создания, принципы комплектования и подготовки кадров (2025)

Введение. В статье рассматриваются основные принципы формирования министерства иностранных дел империи Габсбургов, включая процесс подготовки профессиональных кадров в специальных образовательных учреждениях, социальный, национальный состав дипломатической и консульской службы, их структура.

Материалы и методы. В процессе работы над темой привлекались работы зарубежных и отечественных авторов и исторические источники, включающие материалы из фондов Архива внешней политики Российской империи, мемуары О. Чернина, В. фон Бюлова и исследование О. Яси.

Анализ. В статье отмечается, что с XVIII в. центром внешнеполитической деятельности Австрийской империи становятся Балканы и Ближний Восток. В сложившейся ситуации в 1720 г. в империи создается государственная структура, координирующая внешнюю политику, и академия восточных языков, которая должна была ликвидировать дефицит профессиональных кадров во внешнеполитическом ведомстве Австрии. До середины XIX в. дипломатическая и консульская службы находились в ведении различных ведомств, после чего консульства были переданы введение министерства иностранных дел. Дипломатическая и консульская службы создавались на принципах, присущих государственному аппарату империи Габсбургов в целом: наднациональность, надсословность, верность династии Габсбургов. Аристократия, дворянство и буржуазия рассматривали дипломатическую и консульскую службы в качестве престижной формы профессиональной деятельности. При формальном равенстве прохождения службы во внешнеполитическом ведомстве империи Габсбургов в ней доминировали представители аристократии и дворянства. В период дуализма Венгрия добилась увеличения численности своих граждан в посольствах, консульствах империи за рубежом и в центральном аппарате министерства иностранных дел. На рубеже XIX – XX вв. по инициативе А. Голуховского была проведена значительная реформа системы подготовки кадров для внешнеполитического ведомства Австро-Венгрии, направленная на усиление практических знаний студентов и на расширение специализации дисциплин. К Первой мировой войне империя Габсбургов создает разветвленную сеть посольств и консульств для расширения своего влияния в различных регионах мира.

Результаты. К 1914 г. Австро-Венгрия смогла создать профессиональное внешнеполитическое ведомство, которое через прохождение обучения в специализированных учебных заведениях и сдачу соответствующего экзамена привлекала в свои ряды представителей различных народов и социальных групп населения при доминировании представителей аристократии и дворянства. Министерство иностранных дел империи Габсбургов последовательно отстаивало интересы династии и империи, стремясь поддержать ее статус в качестве «великой державы».

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Автор(ы): Виноградный Борис Александрович
Сохранить в закладках
МАКЕДОНСКИЙ ВОПРОС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГРЕЦИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (2024)

В статье исследуется процесс формирования внешнеполитической доктрины Греции в Юго-Восточной Европе в XIX веке после создания независимого Греческого государства. Автор выявляет причины, формы и методы борьбы вновь образованных балканских государств (Греции, Болгарии и Сербии) за преобладание в европейских провинциях слабеющей Османской империи, в частности в Македонии. Автор приходит к выводу о том, что, получив независимость, молодое греческое государство стремилось занять свою геополитическую нишу, самоутвердиться в качестве влиятельной региональной державы на Балканах. Вследствие чего греческая национальная элита пытается найти оптимальную для Греческого королевства стратегию внешнеполитического поведения. Наиболее смелый проект по воссозданию греческим народом Византийской империи оказался иллюзией, миражом, он изначально был обречен на провал. Для решения такой амбициозной геополитической задачи требовались значительные военные, людские и экономические ресурсы, а также серьезная дипломатическая поддержка великих держав - всем этим небольшое Греческое королевство в полной мере не обладало. Основной внешнеполитической задачей Греции во второй половине XIX - начале XX века становится поэтапное воссоединение разделенного, в силу исторических причин, греческого народа в рамках единого национального государства. Реализация данной задачи натолкнулась на встречное движение других балканских народов (болгар, сербов, турок), которые также стремились к расширению или сохранению государственной территории.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): Сквозников Александр Николаевич
Сохранить в закладках
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И ЕГО НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (2024)

Анализ и изучение внешнеполитической деятельности в современных условиях связаны с широким плюрализмом научных подходов, в рамках которых основное внимание сосредоточено на факторах различного характера, а также многообразием трактовок распространенных ключевых понятий, одним из которых является «внешнеполитическая стратегия». Анализ практики использования понятия «внешнеполитическая стратегия» позволяет выявить два подхода к его определению. В рамках первого подхода стратегия рассматривается как план или концепция действий, в рамках второго - как целенаправленная деятельность. В рамках второго подхода, который представляется более продуктивным и перспективным, а также соответствующим отечественной научной традиции, предложен авторский вариант определения данного понятия и его соотношения с такими дефинициями как «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая программа». Основное содержание внешнеполитической стратегии раскрывается посредством категорий «цели» и средства», что предоставляет дополнительные возможности для исследования внешнеполитической деятельности, описания и классификации ее разнообразных форм, а также способствует снижению многообразия дефиниций и их трактовок.

Издание: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 14 № 6 (2024)
Автор(ы): Вавилов Андрей Николаевич
Сохранить в закладках
СТАТУС ВЕРХОВНЫХ ХАНОВ МЕРВА ПО МАТЕРИАЛАМ "СБОРНИКА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ТОПОГРАФИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО АЗИИ" (2024)

Тема представленной статьи связана с историческим фактом присоединения среднеазиатской территории Мерв к Российской империи в 1884 году. Это событие стало одним из заключительных этапов в присоединении Средней Азии в целом и её интеграции в состав Российской империи. Процесс этот отражён в обширной историографии, среди которой есть работы, близкие по проблематике к теме данной статьи. Автор акцентирует внимание на подготовке присоединения Мерва. Данный вопрос нашел отражение в «Сборнике географических, топографических и статистических материалов по Азии» за 1883 год. Целью исследования в данной статье является статус мервских ханов в публикациях указанного сборника. Небезынтересным представляется специальное рассмотрение вопроса о мервских ханах, предпринятое инженером, а впоследствии дипломатом и преемником Николая Валерьевича Чарыкова Павлом Михайловичем Лессаром накануне присоединения Мерва. Вопрос о статусе мервских ханов был не абстрактно-теоретическим, а имел важное практическое значение. В связи с необходимостью установить порядок в Мерве, нужно было понять - можно ли решить данную проблему без присоединения Мерва путем достижения договоренности с мервским ханом. В любом случае П. М. Лессар полагал неизбежным присоединение Мерва. Поставив в начале своей статьи вопросы о том, имеют ли реальный авторитет мервские верховные ханы и способны ли они гарантировать соблюдение договоров с русской администрацией об устройстве жизни местного населения, исключавшем разбой и другие асоциальные явления, он сформулировал заключение: на все эти вопросы возможны только отрицательные ответы. П. М. Лессар, изучивший организацию власти в Мерве, пришел к выводу, что статус верховного хана носит там номинальный характер, и выявил факторы, которые препятствовали организации системного порядка в принципе.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
Автор(ы): Чернов Олег Александрович
Сохранить в закладках
БОЛЬШЕВИСТСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ФРОНТЕ: ОТНОШЕНИЯ НАРКОМА Г. В. ЧИЧЕРИНА И ПОЛПРЕДА А. А. ИОФФЕ В 1918 ГОДУ (2022)

После прихода к власти в 1917 г. большевики начали выстраивание собственной системы принятия внешнеполитических решений, отвергнув в Декрете о мире традиции и нормы буржуазной дипломатии, а также отказавшись от использования кадрового потенциала российского МИД. Впервые опробовали новую систему, построенную на принципах революционного марксизма, во время брестских переговоров, завершившихся поражением Советской России. Подписание 3 марта 1918 г. Брестского договора открыло перспективу перехода от войны к миру в отношениях РСФСР и Германии, выражением чего стал обмен дипломатическими представительствами. Советское полпредство в Германии, которое возглавил А. А. Иоффе, стало для правительства большевиков фактически единственным «окном в Европу».

Ввиду отсутствия отлаженного внешнеполитического механизма, а также крайне неустойчивой связи между Москвой и Берлином деятельность полпреда, который не являлся профессиональным дипломатом, определялась его дореволюционным политическим опытом и личными качествами. Отвергая «старорежимную» иерархию и не скрывая своих амбиций, А. А. Иоффе вступил в перманентный конфликт со своим непосредственным начальником – наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным, продолжавшийся вплоть до высылки советского полпредства из Берлина в ноябре 1918 г.

В статье на основе служебной переписки наркома и полпреда реконструирована подготовка ключевых решений в сфере советско-германских отношений на исходе Первой мировой войны, показана роль человеческого фактора в этом процессе, механизм урегулирования ведомственных и личных конфликтов, залогом которого выступал авторитет В. И. Ленина. Автор приходит к выводу, что процесс становления советской внешней политики в 1918 г. шел чрезвычайно быстро, в целом соответствуя темпу событий, и продвигался вперед, преодолевая ошибки. Заложенные в первый год работы Наркоминдела традиции и нормы оказывали немалое влияние на последующую историю советской дипломатии.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 6 (2022)
Автор(ы): Ватлин Александр Юрьевич
Сохранить в закладках
ЛЕОПОЛЬД I И ПОЛИТИКА БЕЛЬГИИ НАКАНУНЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ (2022)

В статье анализируется внешнеполитическая деятельность короля Бельгии Леопольда I, а именно попытки в период международного кризиса сохранить европейское равновесие, от которого зависела судьба бельгийского государства. До начала Крымской войны монарх полагал, что основная угроза дестабилизации исходит от Франции, и искал поддержки трех великих держав: Великобритании, Австрии и России, однако вскоре обострение Восточного вопроса, в котором противниками становились державы, гарантировавшие бельгийский нейтралитет в 1831 и 1839 гг., поставило перед Леопольдом I задачу повлиять на мирное разрешение конфликта. Цель данного исследования – проследить, насколько активно глава нейтрального государства пытался выступить посредником и примирить конфликтовавшие стороны, и показать итоги его деятельности. Источниками послужили документы Архива внешней политики Российской империи, а также опубликованная личная корреспонденция короля с монархами, государственными деятелями и представителями иностранных держав. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что оформление англо-французского военно-политического союза в марте 1854 г. и объявление войны России вынудили короля адаптировать свою политику к создавшейся международной обстановке, в том числе урегулировать отношения Бельгии с Францией. В то же время, как показывают документы, позиция Леопольда I по отношению к России не изменилась: основанный на взаимной поддержке диалог между государствами был продолжен

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 6 (2022)
Автор(ы): Хорошева Александра Олеговна
Сохранить в закладках
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИДЕРЛАНДОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2022)

В статье прослеживаются этапы формирования в XIX – начале XX в. нидерландской историографии по вопросам внешней политики страны. Автор постарался выявить все исследования в данной области за указанный период и представить эти работы в хронологической последовательности их появления. Интерес к развитию внешнеполитического курса Нидерландов особо проявился после Бельгийской революции 1830 г., а авторами многочисленных полемических сочинений были главным образом политики и государственные деятели, представлявшие либералов и консерваторов-клерикалов (Й. Р. Торбеке, Г. Грун ван Принстерер), профессора-правоведы. В середине столетия в напряженной международной обстановке политическая публицистика начинает уступать место первым научным исследованиям по внешнеполитическим вопросам. Своеобразной ступенькой к появлению работ историков по указанной проблематике стали труды правоведа Г. В. Врееде, автора большого числа серьезных сочинений о нидерландской внешней политике, а также поистине новаторской работы по истории дипломатии страны с конца XVI в.

В первые десятилетия становления нидерландской исторической школы появляются лишь единичные диссертационные исследования по теме внешней политики – работы правоведа Я. К. де Йонге и уже профессиональных историков Х. Т. Коленбрандера, Н. Япиксе, А. Ж. д’Элли. Они были написаны под руководством ведущих историков страны Р. Я. Фрёйна и П. Й. Блока в Лейденском университете и Х. К. Рогге в Университете Амстердама. В начале XX в. внешнеполитическая область становится предметом исследования и диссертанток кафедры отечественной истории Лейденского университета А. Калсхофен, С. В. А. Дроссарс.

Цель статьи – привлечь внимание российских исследователей к изучению истории малых стран, в частности к истории Нидерландов, а ее актуальность обусловлена появившейся возможностью работать со многими уже оцифрованными за последние годы нидерландскими коллекциями библиотек, что позволяет приступить к более детальному исследованию проблематики внешней политики Нидерландов нового и новейшего времени и ввести в научный оборот комплекс новых источников и монографий.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 6 (2022)
Автор(ы): Шатохина Галина Алексеевна
Сохранить в закладках
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В СССР И ЕГО ОТНОШЕНИЯ С СОЮЗНИКАМИ В 1943 ГОДУ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНСКОГО АССУМПЦИОНИСТА (2022)

В статье рассматривается один из аспектов изменения религиозной политики советского руководства в ходе Великой Отечественной войны. Известно, что в 1941–1943 гг. одним из главных адресатов этой политики были союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Документ, на анализе которого построена данная статья, отражает взгляд английской стороны на происходившее в 1943 г. сближение Русской православной и Англиканской церквей. Это доклад в Ватикан, составленный отцом Леопольдом Брауном, настоятелем московского католического прихода св. Людовика. Американский священник описывает общую картину религиозной и околорелигиозной жизни страны с лета по осень 1943 г.; информирует Ватикан о ставших ему известными обстоятельствах проведения собора Русской православной церкви 1943 г. и избрания на нем патриарха Сергия; подробно останавливается на визите в Москву архиепископа Йоркского Англиканской церкви Гарбетта. Отец Браун акцентирует внимание на религиозной стороне этого визита. Он утверждает, что часть представителей британского дипломатического корпуса и журналистов ожидала, что между Русской православной и Англиканской церквами будет установлено литургическое общение. Эти предположения не были подтверждены членами английской делегации, но отражали настроения части британского общества.

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 5 (2022)
Автор(ы): БЕГЛОВ АЛЕКСЕЙ ЛЬВОВИЧ
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ДОЛГАХ ЦАРСКОЙ РОССИИ. СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1926-1927 ГОДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА МИД ФРАНЦИИ (2022)

В статье на основе материалов из архива МИД Франции, большая часть из которых до сих пор не была введена в научный оборот, рассматриваются подготовка, ход и итоги советско-французской конференции 1926–1927 гг., в рамках которой обсуждался вопрос выплаты долгов Российской империи. Французские документы показывают, что советская сторона с самого начала обозначила, что вопрос выплаты царских долгов для нее в силу экономического положения в стране неразрывно связан с предоставлением кредитов. Французская делегация, хотя и не признавала связи между двумя этими вопросами, была готова обсуждать их параллельно и показывала реальную заинтересованность и в урегулировании долгового вопроса, и в предоставлении кредитов. Несмотря на значительные разногласия, позиции делегаций в ходе переговоров постепенно сближались, были согласованы конкретные цифры и детали по ключевым вопросам, достижение взаимоприемлемого результата казалось вполне возможным. Активным сторонником достижения договоренностей с Москвой был посол Франции в СССР Жан Эрбетт. Он неоднократно писал в Париж, что французской промышленности очень важен советский рынок, тем более что конкуренты Франции уже были там. Также он предполагал, что в случае успеха Парижской конференции советское государство перестало бы вести идеологическую пропаганду против Франции, как это произошло по отношению к Германии после Рапалльского договора 1922 г.

Однако приход к власти во Франции в июле 1926 г. правительства Национального объединения во главе с Раймоном Пуанкаре вместо конструктивно настроенного по отношению к СССР Левого блока и особенно обострение британо-советских отношений с последующим разрывом дипломатических отношений между Москвой и Лондоном способствовали росту антисоветских настроений во Франции и, как следствие, ужесточению французской позиции на переговорах, что привело в итоге к провалу конференции. Проиграли от этого прежде всего французские держатели российских ценных бумаг

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 5 (2022)
Автор(ы): Осипов Евгений Александрович
Сохранить в закладках
КОММУНИСТЫ И РЕЖИМ "СВОБОДНЫХ ОФИЦЕРОВ" В ЕГИПТЕ В СЕРЕДИНЕ 1950-Х ГОДОВ: КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ (№ 4-5) (2022)

Публикацию документа «Проект тактики. За свержение военной диктатуры. За создание национального демократического правительства» предваряет вступительная статья, в которой рассматривается путь развития египетского коммунистического движения. Контроль над Суэцким каналом, господство иностранного капитала в банковско-финансовой сфере, оставшееся не реализованным обещание вывода британских вооруженных сил, бесконечные манипуляции с договорными отношениями между Лондоном и Каиром – все это содействовало общественному размежеванию. Коммунистические структуры были расколоты. Наиболее крупные из них – Движение египетского освобождения и «Искра» – слились в 1947 г., создав Демократическое движение национального освобождения – ХАДЕТУ. Основное внимание уделено ключевому моменту в истории этого движения – попытке коммунистов выступить против установленного в стране в 1952 г. военного режима «Свободных офицеров». Потерпев неудачу в стремлении стать его союзником, египетские сторонники марксистской идеи избрали курс открытого противостояния армейским офицерам.

Машинописная копия документа «Проект тактики» хранится в Российском государственном архиве новейшей истории. Документ – часть более обширного досье, включающего протоколы состоявшихся в августе 1955 г. заседаний Комитета единства, итогом деятельности которого стало создание Объединенной коммунистической партии Египта. Документы переведены с арабского языка сотрудниками советского посольства в Каире и, как гласит сопровождающая досье и подписанная министром иностранных дел СССР А. А. Громыко записка, отправлены послом СССР в Египте Д. С. Солодом в советское внешнеполитическое ведомство, откуда они были переданы в ЦК КПСС

Издание: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Выпуск: № 4 (2022)
Автор(ы): Косач Григорий Григорьевич
Сохранить в закладках