Данная статья представляет собой обзор исследований зарубежных авторов, направленных на изучение внедрения основных положений позитивной психологии в процесс изучения и преподавания иностранных языков и выявление влияния таких негативных аффективных факторов, как проявление страха и тревожности, на продуктивность развития языковых навыков студентов. Автором статьи был проведен анализ влияния позитивной психологии на развитие прикладной лингвистики в последние десятилетия, а также проанализирован практический опыт применения принципов позитивной психологии в процессе изучения и преподавания иностранных языков. Особое внимание в статье уделяется развитию уровня эмоционального интеллекта преподавателя, от которого зависит создание благоприятной, психологически комфортной среды обучения, способствующей раскрытию потенциала обучающихся благодаря снижению уровня тревожности и повышению уровня удовольствия, получаемого от процесса изучения иностранного языка. На основе проведенного анализа разработаны практические рекомендации для преподавателей иностранных языков.
Предмет, современные практики управления персоналом, направленные на формирование эмоциональной привязанности сотрудников к организации, с фокусом на стратегию «Lovemark», её биологические, культурные и управленческие основания. Цель: осмысление и адаптация концепции «Lovemark» к сфере управления персоналом с целью формирования устойчивой лояльности и приверженности работников организации на основе эмоциональных связей, психологической безопасности и заботливого лидерства. Дизайн исследования: на основе контент-анализа научных источников, данных прикладных исследований и систематизации результатов опросов и экспериментов выдвинута гипотеза о том, что: во-первых, стратегия «Lovemark» позволяет сформировать у сотрудников глубокую эмоциональную привязанность к компании; во-вторых, высокий уровень эмоционального интеллекта, доверия и психологической безопасности усиливает вовлечённость и производительность; в-третьих, биохимические процессы (выработка «гормонов счастья») лежат в основе устойчивого формирования привязанности и мотивации персонала. Обоснована взаимосвязь между заботливым лидерством, культурой, управленческими практиками и нейропсихологическим состоянием работников. Результаты: сформулированы основные элементы стратегии «Lovemark» в управлении персоналом, основанные на принципах эмоционального интеллекта, доверия, психологической безопасности и заботливого лидерства. Показано, как учёт биологических факторов (окситоцин, дофамин, серотонин, эндорфины) и внедрение практик неформального взаимодействия способствуют росту мотивации, снижению стресса и повышению приверженности персонала. Предложены направления управленческого воздействия, усиливающие эмоциональную связь между организацией и сотрудниками, включая развитие эмпатии, поддержку социальных связей и признание достижений, что обеспечит предпосылки для снижения текучести, роста вовлечённости и устойчивого развития организационной культуры.
Статья посвящена одному из факторов, который способен предсказать успешность человека в карьере и в повседневной жизни и обеспечить эффективное взаимодействие с коллегами, основанное на эмоциональных связях при эффективном управлении собственными эмоциями. Изложена суть понятия «эмоциональный интеллект», указано время появления этого понятия и условия трансформации его в «концепцию эмоциональной грамотности». Выделив основные компоненты модели эмоционального интеллекта, авторы проанализировали данные, полученные в ходе ряда исследований, проведённых как российскими, так и зарубежными учёными на базе научных лабораторий высших учебных заведений, крупнейших рекрутинговых агентств, на основании которых пришли к выводу о том, что успешность и эффективность выполнения должностных обязанностей напрямую связаны с уровнем развития эмоционального интеллекта сотрудников, в том числе занимающих руководящие должности. Так, представители топ-менеджмента по сравнению с рядовыми сотрудниками продемонстрировали более высокий средний балл по различным показателям, связанным с измерением уровня развития эмоционального интеллекта. Далее авторы рассмотрели особенности одной из наиболее популярных методик оценки показателей эмоционального интеллекта, связанных с компетентностью на основе самооценки, и перечислили ряд способов повышения уровня эмоциональной грамотности.
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой повышения требований современного общества к качеству профессиональной подготовки выпускников. В статье говорится о необходимости развивать эмоциональный интеллект как интегрированную систему профессионально-личностных качеств и свойств у студентов и курсантов, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные коммуникативные задачи в будущей профессиональной деятельности.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление комплекса компонентов эмоционального интеллекта в логике психологической и педагогической наук.
Методика и методология исследования. Анализ научных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта является предметом исследования многих зарубежных и отечественных специалистов в области педагогики, психологии, социологии и других науках. На основе проведенного теоретического этапа исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию эмоционального интеллекта способствует особенное психическое состояние индивида и наличие у него модели действий и направленность на их реализацию, которые определяются соответствующими способностями и условиями, необходимыми для успешного ее осуществления деятельности, опора на понимание опережающего отражения действительности, обеспечивающего предупредительное приспособление к предстоящим изменениям внешних условий или формирование подготовительных изменений для будущих событий.
Результаты. К результатам исследования можно отнести описание и анализ проблемы исследования эмоционального интеллекта в логике психологии и педагогики. Раскрыто представление о структуре эмоционального интеллекта, построенной на принципах его реализации; раскрыто содержание каждого ее компонента. Представлена программа формирования эмоционального интеллекта, включающая диагностический комплекс, содержание работы на каждом этапе, и варианты вероятностного результата подготовленности.
Выводы. Проблема исследования эмоционального интеллекта носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать. Эмоциональная готовность студентов и курсантов к будущей деятельности представляет собой «предупредительное» приспособление к будущим трудовым событиям.
В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.
На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» изучено гораздо меньше, чем понятие «коэффициент умственного развития». А между тем эмоциональная компетентность способна помочь выстроить эффективное поведение в любой ситуации. В рамках анализа теоретических источников было обнаружено, что эмоциональная компетентность руководителя выступает одним из факторов влияния на качество исполнения определенных задач, а наличие трений с руководителем может привести к административным нарушениям. На основе различных теоретических разработок исследователей, в том числе модели Д. Гоулмана, Кодекса деловой этики для сотрудников компании ОАО «РЖД» и матрицы корпоративных компетенций ОАО «РЖД», была предложена модель эмоционального интеллекта (EIQ), которая применяется в структурных подразделениях данной организации. Целью проведенного автором исследования было выявление уровня эмоционального интеллекта руководителей ОАО «РЖД» и анализ того, насколько эмоциональный интеллект руководителя влияет на управление персоналом организации и на эффективность его деятельности. Были использованы следующие методы: анализ документов, экспертное интервью, опрос в форме анкетирования, психологическое тестирование, а также методы математической статистики и стратегические методы. В ходе исследования был выявлен ряд ограничений, связанных с эмоциональным интеллектом руководителей и влияющих на деятельность предприятия, а именно: средний уровень эмоционального интеллекта, низкая способность сдерживать импульсы, контролировать свои эмоции, проблемы в коммуникативном процессе, снижение эффективности работы и т. п. Это позволило автору выйти на основную проблему исследования - неэффективное применение EIQ руководителями в своей трудовой деятельности. По результатам исследования автором был предложен ряд проектных рекомендаций по совершенствованию эмоционального интеллекта руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД».
Эмоциональный интеллект отражает способность личности осознавать и управлять своими эмоциями, а также удерживать себя, играя важную роль в личной и социальной жизни. Предметом исследования является изучение влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор стратегий совладания со стрессом у студентов. Объектом исследования выступают механизмы взаимодействия между уровнем развития эмоционального интеллекта и способами совладания со стрессовыми ситуациями у студентов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализ существующих подходов к определению эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению стратегий совладания со стрессом, которые используются при столкновении с жизненными проблемами. В статье исследованы вопросы взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эффективностью той или иной стратегии совладания. В качестве методов исследования были использованы: опросник стратегий борьбы Лазаруса; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; Фрайбургский личностный опросник (Фаренберг, Х. Зарг и Р. Гампел); для корреляции личностных характеристик и определения половых различий студентов был использован U-критерий Манна-Уитни. Эмоциональный интеллект отражает способность личности осознавать и управлять своими эмоциями, а также удерживать себя, играя важную роль в личной и социальной жизни. Лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта применяют более ориентированные на решение проблемы стратегии совладания для эффективного управления стрессом. Они анализируют проблему и ищут пути ее решения. Низкий уровень эмоционального интеллекта побуждает личность обращаться к стратегиям, ориентированным на эмоции, которые в основном направлены на облегчение эмоциональных переживаний и в меньшей степени способствуют решению проблемы. Исследования показывают, что лица с высоким эмоциональным интеллектом демонстрируют большую гибкость и конструктивность в отношении стресса. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация существующих подходов к изучению связи между эмоциональным интеллектом и стратегиями совладания, а также реализации эмпирического исследования для выявления определенных факторов влияния уровня эмоционального интеллекта на выбор копинг-стратегий студентов в условиях стресса. Новизна исследования заключается в выявлении связи между эмоциональным интеллектом и стратегиями совладания через практические примеры. Подчеркивается возможность повышения устойчивости личности к стрессу путем развития эмоционального интеллекта.
Статья посвящена анализу ситуации, связанной с трансформацией статуса педагога в современных условиях. Изменения, связанные с переосмыслением ценности образования в целом, ставят статус педагогического работника в противоречивое положение. С одной стороны, длительные условия пандемии продемонстрировали потребность в создании новой методической системы всех форм образования, предъявляя тем самым новые требования к личности и профессиональному уровню педагога. С другой стороны, наличие проблем, связанных с кадровой дефицитарностью педагогических работников, создает ограничители для вхождения в систему новой личности, отвечающей современным образовательным вызовам и запросам. Вместе с тем справедливыми остаются научные дискуссии по поводу того, каким именно должен быть современный педагогический работник, чтобы его имидж и уровень доверия со стороны обучающихся и родителей начали расти. На сегодняшний день имидж становится основным атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретают процессы по созданию профессионального имиджа, который заключается в усвоении и репродукции личностью социального опыта. В связи с переосмыслением процессов профессионального самоопределения и становления возникает необходимость анализа профессиональных компетенций в контексте подготовки будущего педагогического работника. Во многом профессиональная деятельность педагога предполагает конструктивное взаимодействие с субъектами образовательного процесса: с коллегами, обучающимися и их родителями. Вместе с тем, на ряду с классическими критериями, имидж современного педагога определяет и соответствие новым требованиям, а именно наличие эмоционального интеллекта и его правильная проекция на обучающихся с учетом их запросов и социальных потребностей. Этот вектор целесообразно закладывать на этапе освоения программ высшего педагогического образования, системно меняя образовательные программы по подготовке будущих педагогов. В статье раскрываются вопросы, связанные с имиджевыми характеристиками статуса современного педагога, основанными на эмпирических оценках основных субъектов образовательного процесса. Отмечена перспективность научного осмысления данной проблематики наряду с ростом интереса к поиску оптимальных механизмов, направленных на повышение роли и значимости педагогической профессии в современных условиях.
В работе рассматриваются роль эмоционального интеллекта (англ. emotional quotient) при осуществлении управленческой деятельности и конкурирующая позиция искусственного интеллекта (далее – ИИ), пытающегося его освоить через алгоритмы обучения и реализации в практике управления. Изучаются подходы к обучению ИИ эмоциям, систематизируются проблемы внедрения технологий ИИ в управленческий процесс, а также перспективы их разрешения. Актуальность социологического исследования эмоций в процессе социального управления обоснована возрастающими тенденциями влияния и развития искусственных технологий, активно проникающих во все сферы современного общества и приводящих к изменениям, последствия которых еще слабо прогнозируемы, а поэтому требуют своевременной оценки. Методом исследования выступает качественный контент-анализ научных и научно-практических источников, посвященных предмету работы – эмоциональному интеллекту в профессиональной управленческой деятельности. В качестве выводов обосновываются необходимость освоения эмоциональных навыков руководителями организаций социальной сферы, в том числе правоохранительной направленности, в практической деятельности которых преобладает необходимость эффективного коммуницирования с внешней и внутренней средой функционирования, а также включение эмоциональных компетенций в качестве приоритетных при освоении лидерских качеств руководителей.
Рассмотрена эволюция подходов к определению и классификации «твёрдых» (hard) и «мягких» (soft) навыков в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований авторы подчёркивают возрастающую роль «мягких» навыков в современных условиях рынка труда, где ценятся умения специалиста быстро адаптироваться и эффективно взаимодействовать в коллективе. Представлены основные исторические вехи развития концепции «мягких» навыков. Особое внимание уделено российским классификациям и авторским моделям, раскрывающим многообразие подходов к формированию «мягких» навыков. Автор отмечает важность системного и интегрированного обучения, позволяющего готовить компетентных, социально ответственных и креативных специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности и личностной самореализации.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.
В статье рассматривается проблема формирования у школьников рефлексивных умений на уроке иностранного языка в школе; обосновывается значимость их формирования для познавательно-коммуникативной деятельности учащихся; описываются пути развития рефлексивных умений у школьников на уроке иностранного языка; раскрываются функции рефлексии в образовательном процессе по иностранному языку; приводится перечень видов рефлексии; дается развернутая характеристика эмоциональной рефлексии учащегося и предлагаются приемы обучения, направленные на формирование умений эмоциональной рефлексии на разных образовательных уровнях в школьном иноязычном образовании; раскрываются критерии и показатели сформированности у школьников умений эмоциональной рефлексии средствами иностранного языка.