Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции философии и как науки, и как теоретического мировоззрения.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе «расширительного» подхода, системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. К функциям философии относятся: функции онтолого-гносеологического блока (онтологическая, гносеологическая информационная, интегративная, объяснительная, описательная, терминологическая); функции исторического блока (историческая, аккумулирующая, коммуникативная, реконструктивная); функции логического блока (собственно логическая функция, функции доказательства, рационализирования, телеологическая); функции методолого-методического блока (методологическая, методическая, номонологическая, генеративная, критическая, аксиологическая, функция алгоритмизации); функции мировоззренческого блока (дидактическая, воспитательная, пропагандистская, агитационная, этическая, эстетическая, культурологическая, нормативная и собственно мировоззренческая функции); функции практического блока (праксиологическая, критериальная, мобилизационная, организационная, регулятивная).
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
В ноябре 2024 года в Институте философии РАН прошли ежегодные XXIV Фроловские чтения, которые стали традицией нашего философского сообщества. На этот раз они были посвящены теме «Новый гуманизм: сохранить человека в мире глобальных опасностей и угроз». Известный российский философ, академик РАН И. Т. Фролов (1929–1999) при жизни выступал организатором науки, объединявшим лучшие умы для обсуждения проблем человека и гуманизма, всегда говорил и писал, что ключом к будущему являются не технологии, какими бы интеллектуальными они ни были, а сам человек [Фролов, 2025].
Статья посвящена анализу основных проблем духовной культуры общества, современного состояния духовности обучающихся высших учебных заведений. В современной жизни сложилось противоречие между общественной потребностью в здоровой, образованной, воспитанной, культурной молодежи и реальным ухудшением её общего состояния. Автор отмечает, что изменения в обществе определенным образом отражаются в сознании молодых людей. Поэтому ценностные приоритеты студенческой молодёжи часто меняются под влиянием внутренних изменений в стране и внешних факторов, например, глобализации, информационной революции, миграционных процессов, становления рыночных отношений и др. Происходит разрушение установленных духовных ценностей, появляются новые нормы жизни, приводящие к моральному и духовному упадку социума. Для определенной части молодежи характерно проблемное поведение, мешающее самоосуществлению и полноценному включению в общественную жизнь. Поэтому основной задачей сегодняшнего учебного и воспитательного процесса в высшей школе является осмысление ценностных оснований поведения человека, воспитание всесторонне развитой личности. Важно определить базовые ценности, идеалы, нормы, которые следует положить в основу формирования духовного мира современного студента.
В статье анализируются работы 1990-х-2000-х гг., заявленные как исследования «религиозно-философской мысли Антона Павловича Чехова». Выявляются методологические недостатки этих работ, главный из которых - неразличение категорий «образ автора» и «автор-творец» (по Н. Д. Тамарченко), приводящее к ложному отождествлению идей в художественных произведениях Чехова и мировоззрения самого писателя. Анализ поэтики чеховских рассказов, повестей и пьес неправомерно и нелогично оказывается в приводимых исследованиях способом уточнения отношения А. П. Чехова к философии и религии. Кроме того, в указанных исследованиях нередко игнорируется или недостаточно обсуждается вопрос о принципиальной (не)возможно-сти влияния той или иной философской системы на А. П. Чехова с учетом фактов его биографии, круга его чтения, содержания его переписки. Методологически корректное же исследование данной темы сталкивается с ограниченностью материала. Однако тема остается актуальной для чеховедов.
В статье осуществляется анализ осмысления проблемы архаизации в современном социально-гуманитарном дискурсе России. Отмечается активность обсуждения данного феномена на самых разных уровнях: от авторских блогов в сети Интернет до монографических работ в академических изданиях. Большинство исследователей придерживаются критической позиции, ими утверждается невозможность осуществления модернизационных преобразований в силу средневекового характера самого государства с сырьевой экономикой и особым вниманием к архаичным культурным ценностям. Автор работы подчеркивает важность исследований, в которых предпринята попытка осуществить методологический анализ процессов архаизации и увидеть ее диалектическую взаимосвязь с процессами модернизации. Отстаивается точка зрения об утрате актуальности прямолинейной западной модели модернизации и возможности будущих трансформаций российского социума с использованием потенциала архаических оснований и стратегий.
Учащаяся молодежь является активным субъектом в процессе формирования традиционных ценностей, от позиции которого во многом зависит результат работы. Цель — установление степени готовности молодежи к признанию значимости традиционных ценностей в развитии современного общества. Материалы и методы. В качестве метода получения эмпирических данных был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проводился в апреле–мае 2024 г. Участвовали 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли 48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты и обсуждение. Среди опрошенной молодежи имеют широкое распространение гуманистические представления. Выявлено признание важности материального благополучия. Ценность патриотизма в целом нуждается в повышении признания. Низкий уровень признания получили ценности исторической памяти и служения Отечеству. Высокую значимость в формировании патриотического сознания, по мнению молодежи, имеют факторы, напрямую связанные с благополучием граждан. Словесная манифестация религиозности подтверждается менее чем в трети ответов на вопросы о ценностном и практическом ее воплощении. Выводы. Формирование традиционных ценностей в молодежной среде является сложной педагогической задачей в силу специфики аудитории. Молодые люди осознают свои собственные представления и ценностные предпочтения, критично воспринимают деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом стоит задача поиска оптимальных форм такой работы с учетом специфики молодежной аудитории.
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.
В статье излагается взгляд на релятивистскую составляющую психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В данном контексте обращается внимание на изначально негативное, но при этом входящее в противоречие с базовыми установками данного направления отношение к релятивизму основателя психоанализа. Высказывая мнение, что постулирование наличия скрытой части психической системы значительно расширило область применения психиатрии и психологии и релятивизировало понимание «душевных расстройств», автор вместе с тем утверждает, что, оставаясь преданным ключевой позитивистской установке, Зигмунд Фрейд последовательно отвергал все прочие, кроме науки, методы познания, считая их спекулятивными и потому не заслуживающими доверия. Отношение Фрейда к релятивизации научной истины сравнивается в статье с позицией Юнга, который, последовательно преодолевая мировоззренческие рамки классического психоанализа, по мнению автора, стал тем, кто продолжил развитие идей его основателя в их естественном направлении. В частности, как глубоко релятивистская по духу автором характеризуется ключевая юнговская концепция коллективного бессознательного, поскольку принцип его действия - материализация автономного содержания в явлениях самого различного рода - фактически подразумевает такое мироустройство, в котором и роль человека, и его возможности весьма относительны. Автор также высказывает мысль о том, что принципы проявления коллективного бессознательного по Юнгу базируются на релятивистском понимании пространственно-временного фактора, тогда как акаузальный характер проявлений автономного содержания подразумевает деабсолютизацию представлений о времени и пространстве; на этой основе делается вывод о взаимопроникновении концептуальных установок аналитической психологии и релятивистской физики (теории относительности и квантовой механики).
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние правоохранительной системы, является характер ценностных ориентаций сотрудников органов правопорядка. В свою очередь, характеристики социального мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России определяют тенденции и перспективы развития органов внутренних дел. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования характеристик мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России. Авторы рассматривают особенности ценностных ориентаций и деятельных установок курсантов, а также влияние фактора социальной стратификации на распределение ценностных ориентаций курсантов.
В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.
Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.
Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.
Введение. Статья посвящена методологическим вопросам формирования мировоззрения универсализма, исключающим редукцию единого, целого, многого и части друг к другу. Ограниченные, односторонние типы мировоззрений холизма, меризма и генологического типа допускают такую редукцию, исключая выбор оптимального, устойчивого со-развития природы, общества и человека.
Теоретический анализ. Проводится компаративный анализ мировоззренческо-методологических установок холизма, меризма и единоцентризма с целью выявления их редукционистских крайностей. В качестве их замены предлагается новый вариант мировоззрения универсализма (постхолизм), формируемый методологическими средствами, исключающими абсолютизацию единого, целого или частей. Основными такими средствами позиционируются понятие «единое целое в единичной части», процедура «гармонической конвергенции» и принцип «нонредукционизма», которые обеспечивают тенденцию к сплавленности смыслового содержания понятий единого, целого, единичного, уникального.
Заключение. Формулируется вывод о том, что, благодаря данным инструментам, мировоззрение постхолизма способно нивелировать методологические недостатки холизма, механицизма, элементаризма, индивидуализма, генотеизма и других мировоззренческо-методологических платформ. Это позволяет осуществить соразмерное взаимодействие в ходе развития единого (фундаментальных законов бытия), целого (общества) и части (человека).