Научный архив: статьи

К вопросу о функциях философии (2025)

Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции философии и как науки, и как теоретического мировоззрения.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе «расширительного» подхода, системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. К функциям философии относятся: функции онтолого-гносеологического блока (онтологическая, гносеологическая информационная, интегративная, объяснительная, описательная, терминологическая); функции исторического блока (историческая, аккумулирующая, коммуникативная, реконструктивная); функции логического блока (собственно логическая функция, функции доказательства, рационализирования, телеологическая); функции методолого-методического блока (методологическая, методическая, номонологическая, генеративная, критическая, аксиологическая, функция алгоритмизации); функции мировоззренческого блока (дидактическая, воспитательная, пропагандистская, агитационная, этическая, эстетическая, культурологическая, нормативная и собственно мировоззренческая функции); функции практического блока (праксиологическая, критериальная, мобилизационная, организационная, регулятивная).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Бондарева Яна Васильевна, Колесниченко Юлия Викторовна, Костадинович Даниэла
Сохранить в закладках
НОВЫЙ ГУМАНИЗМ КАК ПОИСК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ (2025)

В ноябре 2024 года в Институте философии РАН прошли ежегодные XXIV Фроловские чтения, которые стали традицией нашего философского сообщества. На этот раз они были посвящены теме «Новый гуманизм: сохранить человека в мире глобальных опасностей и угроз». Известный российский философ, академик РАН И. Т. Фролов (1929–1999) при жизни выступал организатором науки, объединявшим лучшие умы для обсуждения проблем человека и гуманизма, всегда говорил и писал, что ключом к будущему являются не технологии, какими бы интеллектуальными они ни были, а сам человек [Фролов, 2025].

Издание: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (53) (2025)
Автор(ы): БИРИЧ ИННА АЛЕКСЕЕВНА, РОГОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (2025)

Статья посвящена анализу основных проблем духовной культуры общества, современного состояния духовности обучающихся высших учебных заведений. В современной жизни сложилось противоречие между общественной потребностью в здоровой, образованной, воспитанной, культурной молодежи и реальным ухудшением её общего состояния. Автор отмечает, что изменения в обществе определенным образом отражаются в сознании молодых людей. Поэтому ценностные приоритеты студенческой молодёжи часто меняются под влиянием внутренних изменений в стране и внешних факторов, например, глобализации, информационной революции, миграционных процессов, становления рыночных отношений и др. Происходит разрушение установленных духовных ценностей, появляются новые нормы жизни, приводящие к моральному и духовному упадку социума. Для определенной части молодежи характерно проблемное поведение, мешающее самоосуществлению и полноценному включению в общественную жизнь. Поэтому основной задачей сегодняшнего учебного и воспитательного процесса в высшей школе является осмысление ценностных оснований поведения человека, воспитание всесторонне развитой личности. Важно определить базовые ценности, идеалы, нормы, которые следует положить в основу формирования духовного мира современного студента.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 2 (2025)
Автор(ы): Петренко Наталья Анатольевна
Сохранить в закладках
"РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЧЕХОВА" В ИССЛЕДОВАНИЯХ 1990-Х-2000-Х ГГ (2024)

В статье анализируются работы 1990-х-2000-х гг., заявленные как исследования «религиозно-философской мысли Антона Павловича Чехова». Выявляются методологические недостатки этих работ, главный из которых - неразличение категорий «образ автора» и «автор-творец» (по Н. Д. Тамарченко), приводящее к ложному отождествлению идей в художественных произведениях Чехова и мировоззрения самого писателя. Анализ поэтики чеховских рассказов, повестей и пьес неправомерно и нелогично оказывается в приводимых исследованиях способом уточнения отношения А. П. Чехова к философии и религии. Кроме того, в указанных исследованиях нередко игнорируется или недостаточно обсуждается вопрос о принципиальной (не)возможно-сти влияния той или иной философской системы на А. П. Чехова с учетом фактов его биографии, круга его чтения, содержания его переписки. Методологически корректное же исследование данной темы сталкивается с ограниченностью материала. Однако тема остается актуальной для чеховедов.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): ДЕНИСОВ АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН АРХАИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ (2025)

В статье осуществляется анализ осмысления проблемы архаизации в современном социально-гуманитарном дискурсе России. Отмечается активность обсуждения данного феномена на самых разных уровнях: от авторских блогов в сети Интернет до монографических работ в академических изданиях. Большинство исследователей придерживаются критической позиции, ими утверждается невозможность осуществления модернизационных преобразований в силу средневекового характера самого государства с сырьевой экономикой и особым вниманием к архаичным культурным ценностям. Автор работы подчеркивает важность исследований, в которых предпринята попытка осуществить методологический анализ процессов архаизации и увидеть ее диалектическую взаимосвязь с процессами модернизации. Отстаивается точка зрения об утрате актуальности прямолинейной западной модели модернизации и возможности будущих трансформаций российского социума с использованием потенциала архаических оснований и стратегий.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ЧАГДУРОВА ЭРЖЕНА ДОНДОБОВНА
Сохранить в закладках
Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей и готовность учащейся молодежи к их восприятию (2025)

Учащаяся молодежь является активным субъектом в процессе формирования традиционных ценностей, от позиции которого во многом зависит результат работы. Цель — установление степени готовности молодежи к признанию значимости традиционных ценностей в развитии современного общества. Материалы и методы. В качестве метода получения эмпирических данных был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проводился в апреле–мае 2024 г. Участвовали 216 респондентов, что составляет около 20% генеральной совокупности. Применялась случайная выборка. Среди опрошенных юноши составляли 48,1%, девушки — 51,9%. Возраст респондентов от 18 до 23 лет. Результаты и обсуждение. Среди опрошенной молодежи имеют широкое распространение гуманистические представления. Выявлено признание важности материального благополучия. Ценность патриотизма в целом нуждается в повышении признания. Низкий уровень признания получили ценности исторической памяти и служения Отечеству. Высокую значимость в формировании патриотического сознания, по мнению молодежи, имеют факторы, напрямую связанные с благополучием граждан. Словесная манифестация религиозности подтверждается менее чем в трети ответов на вопросы о ценностном и практическом ее воплощении. Выводы. Формирование традиционных ценностей в молодежной среде является сложной педагогической задачей в силу специфики аудитории. Молодые люди осознают свои собственные представления и ценностные предпочтения, критично воспринимают деятельность, направленную на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Поэтому перед научно-педагогическим сообществом стоит задача поиска оптимальных форм такой работы с учетом специфики молодежной аудитории.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Автор(ы): Морозов Андрей Анатольевич, Денисенко Снежана Валентиновна
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2025)

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ФРОЛЕНКОВА И. Ю.
Сохранить в закладках
РЕЛЯТИВИЗМ В ПСИХОАНАЛИЗЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (2024)

В статье излагается взгляд на релятивистскую составляющую психоаналитических концепций Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В данном контексте обращается внимание на изначально негативное, но при этом входящее в противоречие с базовыми установками данного направления отношение к релятивизму основателя психоанализа. Высказывая мнение, что постулирование наличия скрытой части психической системы значительно расширило область применения психиатрии и психологии и релятивизировало понимание «душевных расстройств», автор вместе с тем утверждает, что, оставаясь преданным ключевой позитивистской установке, Зигмунд Фрейд последовательно отвергал все прочие, кроме науки, методы познания, считая их спекулятивными и потому не заслуживающими доверия. Отношение Фрейда к релятивизации научной истины сравнивается в статье с позицией Юнга, который, последовательно преодолевая мировоззренческие рамки классического психоанализа, по мнению автора, стал тем, кто продолжил развитие идей его основателя в их естественном направлении. В частности, как глубоко релятивистская по духу автором характеризуется ключевая юнговская концепция коллективного бессознательного, поскольку принцип его действия - материализация автономного содержания в явлениях самого различного рода - фактически подразумевает такое мироустройство, в котором и роль человека, и его возможности весьма относительны. Автор также высказывает мысль о том, что принципы проявления коллективного бессознательного по Юнгу базируются на релятивистском понимании пространственно-временного фактора, тогда как акаузальный характер проявлений автономного содержания подразумевает деабсолютизацию представлений о времени и пространстве; на этой основе делается вывод о взаимопроникновении концептуальных установок аналитической психологии и релятивистской физики (теории относительности и квантовой механики).

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): СТЕПАНЕНКО АЛЕКСАНДР ДАВИДОВИЧ
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ НА ХАРАКТЕР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ) (2025)

Одним из важнейших факторов, определяющих состояние правоохранительной системы, является характер ценностных ориентаций сотрудников органов правопорядка. В свою очередь, характеристики социального мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России определяют тенденции и перспективы развития органов внутренних дел. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования характеристик мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России. Авторы рассматривают особенности ценностных ориентаций и деятельных установок курсантов, а также влияние фактора социальной стратификации на распределение ценностных ориентаций курсантов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Анисимова Татьяна Германовна, Кубякин Евгений Олегович
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)

В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Печерский Юрий Иванович
Сохранить в закладках
РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ (2024)

Введение. В статье рассмотрены теоретические аспекты соотношения понятий «цивилизация», «идеология», «мировоззрение». Показаны мировоззренческие аспекты цивилизационного анализа общества. Теоретический анализ. Аргументируется методологическая и теоретическая возможности создания новой концепции цивилизационного развития и предлагается вариант взаимной дополнительности стадиальной и циклической моделей цивилизационного процесса. Это представляется оптимальным вариантом осмысления на мировоззренческом уровне природы и перспектив российской цивилизации. Подчеркивается, что при всем значении традиций и опыта истории концепция цивилизации должна быть ориентирована на исследование проблемного поля современного общества, его будущего и перспектив развития. Рассматривается возможность использования концепта «другой Европы» для характеристики специфики российской цивилизации. В рамках предлагаемой теоретической позиции изучены некоторые особенности российского цивилизационного развития.

Заключение. Определена перспектива разработки новой концепции цивилизационного развития России, интегрирующая в себе потенциал новых «гибридных» идеологических конструктов, которые будут ей соответствовать и выражать социальные интересы большинства общества.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 4 (2024)
Автор(ы): СТРИЗОЕ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ ГАРМОНИЧЕСКОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ ДЛЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗМА (2024)

Введение. Статья посвящена методологическим вопросам формирования мировоззрения универсализма, исключающим редукцию единого, целого, многого и части друг к другу. Ограниченные, односторонние типы мировоззрений холизма, меризма и генологического типа допускают такую редукцию, исключая выбор оптимального, устойчивого со-развития природы, общества и человека.

Теоретический анализ. Проводится компаративный анализ мировоззренческо-методологических установок холизма, меризма и единоцентризма с целью выявления их редукционистских крайностей. В качестве их замены предлагается новый вариант мировоззрения универсализма (постхолизм), формируемый методологическими средствами, исключающими абсолютизацию единого, целого или частей. Основными такими средствами позиционируются понятие «единое целое в единичной части», процедура «гармонической конвергенции» и принцип «нонредукционизма», которые обеспечивают тенденцию к сплавленности смыслового содержания понятий единого, целого, единичного, уникального.

Заключение. Формулируется вывод о том, что, благодаря данным инструментам, мировоззрение постхолизма способно нивелировать методологические недостатки холизма, механицизма, элементаризма, индивидуализма, генотеизма и других мировоззренческо-методологических платформ. Это позволяет осуществить соразмерное взаимодействие в ходе развития единого (фундаментальных законов бытия), целого (общества) и части (человека).

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 2 (2024)
Автор(ы): МЯКИННИКОВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
Сохранить в закладках