Цель исследования. Данная статья посвящена цифровизации образования в странах БРИКС. Отмечено, что цифровизация на современном этапе развития нашего общества затронула различные сферы общественной жизни, и сферы образования и культуры не являются исключениями. Данная тенденция отражает актуальность работы. Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи цифровизации образования и изменения параметров диалога культур в цифровую эпоху, поскольку и цифровизация, и образование тесно переплетены с концепцией диалога культур в современном мире. Методология. В основу данной работы положены научные и общелогические методы анализа научной литературы, анализа документов стран БРИКС по цифровизации образования, а синтез используется для объединения разрозненной информации из различных источников. Выводы. В рамках данной статьи представлены различные устойчивые тенденции, связанные с процессом трансформации образования в цифровую эпоху. Кроме того, проанализированы стратегии стран БРИКС в области цифровизации образования. Отмечены преимущества и недостатки этого процесса с точки зрения интенсификации диалога культур.
Введение: укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в государстве повышает эффективность деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия. Цель - обозначить наиболее рациональный подход к повышению результативности прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия посредством правовой регламентации отдельных его аспектов.
Методологическая основа: комплекс диалектического, сравнительного и системного методов познания.
Результаты: обоснована авторская точка зрения на предмет прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия как соблюдение поднадзорными органами положений Конституции РФ, посвященных правам и обязанностям в области пользования и сохранения культурных ценностей, исполнение федеральных законов, регламентирующих правоотношения в сфере культурного наследия, соответствие федеральным законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами.
Выводы: обосновывается идея о целесообразности принятия приказа Генерального прокурора РФ, закрепляющего первостепенные векторы прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия с конкретизацией отдельных актуальных вопросов, которые следует проверять.
Рассматриваются актуальные вопросы лингвистики в межкультурной коммуникации. Авторы статьи акцентируют особое внимание на межкультурной коммуникации как важной части общения в современном мире. В статье обсуждаются вопросы развития межкультурной осведомленности, необходимости развития межкультурных навыков и умений, а также возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Проводится анализ влияния языковых и культурных различий в процессе общения между представителями разных культур. Авторы статьи рассматривают лингвистику как основу в вопросах межкультурной коммуникации: в каждой стране есть свои лингвокультурные особенности в фонетике (в большей степени интонация, тембр, ритм, сама артикуляционная база), грамматике (структура предложения, использование времен глагола), лексикологии (правильное или неправильное использование лексем в определенном контексте), стилистике (использование фигур речи, знание стилей текста). Авторы акцентируют внимание на том, что письменная и устная речь, жесты, мимика, взгляд, поза, интонация непосредственно влияют на процесс коммуникации, что свидетельствует о необходимости формирования знаний в области невербальной коммуникации для понимания поведенческих реакций собеседника в заданной ситуации межкультурной коммуникации. Особенно важно на практических занятиях затрагивать вопросы системной работы с текстом, изучения семантики, видов и способов перевода, отдавая приоритет изучению лингвокультурных и исторических аспектов языка
Рассматриваются актуальные вопросы лингвистики в межкультурной коммуникации. Авторы статьи акцентируют особое внимание на межкультурной коммуникации как важной части общения в современном мире. В статье обсуждаются вопросы развития межкультурной осведомленности, необходимости развития межкультурных навыков и умений, а также возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Проводится анализ влияния языковых и культурных различий в процессе общения между представителями разных культур. Авторы статьи рассматривают лингвистику как основу в вопросах межкультурной коммуникации: в каждой стране есть свои лингвокультурные особенности в фонетике (в большей степени интонация, тембр, ритм, сама артикуляционная база), грамматике (структура предложения, использование времен глагола), лексикологии (правильное или неправильное использование лексем в определенном контексте), стилистике (использование фигур речи, знание стилей текста). Авторы акцентируют внимание на том, что письменная и устная речь, жесты, мимика, взгляд, поза, интонация непосредственно влияют на процесс коммуникации, что свидетельствует о необходимости формирования знаний в области невербальной коммуникации для понимания поведенческих реакций собеседника в заданной ситуации межкультурной коммуникации. Особенно важно на практических занятиях затрагивать вопросы системной работы с текстом, изучения семантики, видов и способов перевода, отдавая приоритет изучению лингвокультурных и исторических аспектов языка
В статье рассматриваются отдельные аспекты контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти РФ, ее нормативно-правовое регулирование в условиях развития российского государства на текущем временном этапе. Анализируются уже существующие отдельные правовые механизмы, а также предлагаются новые значимые для практического применения способы совершенствования и развития контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти Российской Федерации, функционирующих в сфере сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры, эффективной модели ее существования. Кроме того, рассматриваются значение и роль традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры для российского общества и государства. Предлагаются меры системного характера по осуществлению контрольно-надзорной функции органов государственной власти для достижения поставленных задач в реализации политики сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры, не единожды нашедшие свое закрепление в указах Президента Российской Федерации в связи с угрозой деструктивности российского общества, разрушения духовно-нравственных ценностей и культуры. Подчеркивается важное значение реализации контрольно-надзорной деятельности уполномоченных на то органов исполнительной власти для достижения полезных для общества и государства целей и задач.
В статье рассматриваются способы и пути адаптации Самарской (Куйбышевской) региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» к общественным трансформациям в 1985-1998 гг. Отмечается, что в годы перестройки художники позитивно восприняли демократические изменения в стране, которые понимались ими как свобода творчества и новые возможности для самопрезентации. Выявлены такие проблемы региональной организации художников, как недостаточное финансирование и слабое материально-техническое обеспечение. Отношения с органами власти на этом этапе носили двойственный характер. Критика пассивности партийных и советских органов власти в обеспечении потребностей отделения сопровождалась просьбами о материальной поддержке. Прекращение деятельности Союза художников СССР, централизованного финансирования и государственного регулирования культуры в начале 1990-х гг. обусловили трансформацию региональных творческих союзов. Неопределённость статуса и неустойчивость экономического положения творческой организации в период рыночных реформ в России негативно повлияли на её имидж. Отмечается, что как отдельные художники, так и организация в целом использовали различные социальные практики для приспособления к реалиям рыночной экономики. Доказано, что, несмотря на финансовые и организационные трудности, Самарскому отделению Союза художников России удалось преодолеть «разброд и шатания», сохранить единство и восстановить свою роль в художественной жизни Самарской области.
В статье рассматривается актуальная проблема отношения к культурному наследию после произошедшей в России в 1917 г. смены модели общественного развития. Анализируются противоречивые процессы по постановке на учет и сохранению историко-художественных ценностей. На основе архивных источников показывается деятельность Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины и ее местных отделений. Подчеркивается роль научной и художественной интеллигенции в спасении культурных ценностей. Даются характеристики таких ее представителей, как В. Н. Перетц, М. Н. Тихомиров, К. К. Романов, Н. Г. Порфиридов, Л. А. Дурново и др. Указывается, что многие подвижники культуры в сложный послереволюционный период своим скромным трудом помогали сохранить памятники истории и культуры. На их примере дается собирательный образ таких подвижников, наиболее яркими чертами которого были глубочайшая интеллигентность, высокий профессионализм, самоотверженное служение обществу и культуре, полное отсутствие каких-либо меркантильных интересов, необыкновенная увлеченность своим делом и глубокое осознание своей миссии по спасению культурных ценностей, упорство и настойчивость в ее осуществлении. Делается вывод о том, что к спасению художественно-исторических ценностей привлекались подготовленные к этому специалисты, благодаря чему удалось сберечь значительную часть культурного наследия России и ее богатейшие традиции.
В статье рассматривается степень внедрения информационных технологий в культурной и художественной области, а также приводится анализ изменений, которые произошли на фоне цифровизации в сфере культуры и искусства за последние годы. Исследование плюсов и минусов цифровизации арт пространств позволит оценить эффективность условий, созданных для формирования комфортной цифровой среды для людей различных социальных групп: учащихся, туристов, зрителей (слушателей) и т. д. В исследовании также приводятся наиболее популярные инновации сферы информационных технологий, используемых в культурной среде и арт пространстве в настоящее время, а также влияние искусственного интеллекта и нейросетей на деятельность и творчество художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства. Сегодня существует проблема качественных изменений внедрения цифровых технологий в культуру и искусство. На практике работа в данном направлении интенсивно ведется. В теории рассматриваемый вопрос изучен недостаточно и требует комплексного подхода к изучению и проведения новых научных исследований.
В статье раскрывается тема сотрудничества Казахстана и России в сфере культуры. На примере взаимодействия двух стран выделены основные сферы государственного диалога, к которым относятся Форумы приграничного сотрудничества РФ и РК, Дни культуры двух стран, события посвященные общему культурному и историческому наследию, совместная работа государственных учреждений культуры, а также сотрудничество в рамках общественных национальных организаций. Осуществляется анализ тенденции совместной работы в заданный период первого двадцатилетия XXI в., к которому относится анализ нормативно-правовой базы сотрудничества в исследуемой сфере. Отмечается тенденция к плодотворному взаимодействию с обеих сторон, что подтверждают культурные мероприятия, которые проходили ежегодно или же с периодичностью, но на постоянной основе. Особое место отводится приграничной кооперации двух стран, на фоне которой выстраивалась работа. Созданию крепких межгосударственных связей на границе способствовала организация Форумов приграничного сотрудничества. С учетом самого протяженного оренбургского участка границы успешно развивается культурное сотрудничество между Оренбургской областью и Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустанайской областями. Сотрудничество с Казахстаном в крупных масштабах осуществляли также Астраханская, Саратовская, Волгоградская и Омская области.
Рассматривается актуальная проблема общества - роль культуры в совершенствовании общества в направлении его большей справедливости. Дается авторская концепция социологического культуры как способа образцового осуществления субъектами культуры видов деятельности по воплощению ими социальных смыслов. Отмечается первоначальность в истории людей социальной культуры, регулирующей наиболее глубинные - сущностные проявления их социальной жизни, ее связь со всеми видами культуры. Выявляется значение для совершенствования общества основных социальных свойств культуры, благодаря которым обеспечивается устойчивость общества, его движение в направлении большей справедливости. Даются определения социальной справедливости, экологической справедливости, общества социальной справедливости. На основе собственного эмпирического исследования делаются выводы, что вопрос социальной справедливости волнует абсолютное большинство опрошенных (91 %). Фиксируется их желание осваивать для себя новые знания и культуру для того, чтобы добиваться социальной справедливости (98 %), однако отмечается их низкая активность в отстаивании справедливости (15 %). Выявляются причины такой низкой активности. Дается характеристика положительных и отрицательных сторон современного постиндустриального общества, для которого характерен инструментальный подход к культуре и идеологизация техники, экономизация общества в ущерб его экологизации, результатом чего является дегуманизация культуры и возможность исчезновения человека из общества и природы. В заключение утверждается, что при опоре на положительные стороны развития данного общества, а также при изменении в нем условий для внедрения новых эталонов культуры и формирования на их основе личностей нового типа возможны коэволюция общества и природы, возвращение культуре ее подлинных социальных смыслов и на их основе движение к более справедливому обществу.
Статья посвящена анализу антропонимов в художественном пространстве романа В. В. Орлова «Альтист Данилов». Цель работы состоит в выявлении и анализе имен музыкантов и номинаций музыкальных групп, использующихся в романе В. В. Орлова «Альтист Данилов», а также в определении доминантных ономастических моделей. Работа выполнена с использованием таких методов исследования, как метод контекстуального анализа, метод семантико-когнитивного моделирования, классификационный метод. В данном исследовании рассматривается роль собственных имен как важного элемента текстовой структуры, способствующего формированию образов персонажей и их внутреннего мира. Антропонимы в произведении исследуются с точки зрения их семантики, символики и исторического контекста, что позволяет выявить глубокие связи между именами героев и их характерными чертами, социальным положением и отношением к окружающему миру. Рассмотрены примеры индивидуального своеобразия антропонимов и их функции в раскрытии тематики и сюжетной линии романа. Статья подчеркивает, что анализ антропонимов открывает новые горизонты для интерпретации текста, углубляет понимание художественного мира Орлова и способствует более полному осмыслению литературного произведения в контексте культурной и социальной среды.
Вниманию читателя предлагается обзор работы секции «Смысл, идея, образ (философия в литературе): история и современность», прошедшей в рамках ежегодной конференции «Культура в эпоху цифровизации», организованной Школой философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Секция, проходящая уже более 10 лет, в этом году была посвящена вопросам взаимопроникновения философии, литературы, культуры и метаморфозам, которые претерпевает современная культура в условиях цифровизации. Впервые в рамках секции присутствовал международный состав участников с представителем из Института философии Национальной академии наук Беларуси. В сессии также принимали участие преподаватели и аспиранты Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, аспиранты и преподаватели философского факультета РГГУ.