Рубрика: 37.011. Основные понятия
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ИЗ ОПЫТА МПГУ) (2025)

Проблема нехватки педагогических кадров актуализировала поиск методов привлечения молодежи в педагогические профессии. Традиции подготовки старшеклассников в педагогических классах нуждаются не только в восстановлении, но и в серьезной модернизации. Важно не только вспомнить опыт успешного сотрудничества школ с педагогическими классами и педагогического вуза, актуализировать успешные практики, но и определить направления их дальнейшего взаимодействия. Так, многолетний опыт работы Московского педагогического государственного университета с московскими школами позволил к 2000 г. сформировать систему профильной подготовки старшеклассников, ориентированных на выбор профессий педагогической направленности. Несколько лет плодотворного сотрудничества не только послужили основой для разработки уникальных учебных пособий, научно-методических рекомендаций для системы педагогического образования, но и позволили повысить качество подготовки специалистов, воспитать целую плеяду кандидатов и докторов наук.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): Болотова Елена Леонидовна
Сохранить в закладках
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В ГЕРМАНИИ (2025)

Рассматривается система подготовки учителей математики в двух федеральных землях Германии - в Саксонии и Баден-Вюртемберге. Обсуждены также стандарты подготовки учителей математики в Германии.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Атанасян Сергей Левонович, Сафуанов Ильдар Суфиянович, Чуйкова Наталия Владимировна
Сохранить в закладках
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЯ 50-Х ГОДОВ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ «СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА» И «РАДЯНСЬКА ШКОЛА») (2025)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, «СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА», «РАДЯНСЬКА ШКОЛА», РУБРИКИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Кривко Яна Петровна, Гончаров Михаил Анатольевич
Сохранить в закладках
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)

В настоящее время резко активизировалось внимание к просветительской деятельности, которая рассматривается в том числе как инструмент решения важных государственных задач. На этом фоне актуальным представляется исследование соотношения просветительской и образовательной деятельности. Данные виды деятельности имеют много общего, но также необходимо принимать во внимание их различие, подтвержденное в том числе в рамках сформировавшейся к настоящему времени в России системы правового регулирования. Значительную роль в системе регулирования просветительской деятельности играет Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Просветительская и образовательная деятельность могли рассматриваться в разные исторические периоды как эквивалентные в зависимости от целей государственной политики на конкретном этапе. При этом и просветительская и образовательная деятельность во многом имеют общие цели, формы осуществления. Тем не менее, в отличие от образовательной, просветительская деятельность характеризуется большей гибкостью и предполагает значительно меньшую степень регламентации. Это позволяет использовать и просветительскую, и образовательную деятельность в их разумном сочетании для решения тех или иных задач государственной политики. С учетом изложенного структура статьи включает три раздела - «Просветительская и образовательная деятельность: дилемма правового регулирования», «Просветительская и образовательная деятельность: исторический аспект», «Характеристики просветительской и образовательной деятельности на современном этапе: общее и особенное» а также «Введение» и «Заключение».

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чеха Вадим Витальевич
Сохранить в закладках
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (2024)

Статья посвящена анализу возможностей медиаобразования как средства формирования ценностно-смыслового комплекса личности и развития ее интеллектуально-творческого потенциала. Актуализируется не только проблематика, связанная с негативными последствиями развития медиасреды, но и вопросы, раскрывающие позитивное воздействие медиа на личность и общество в целом. На основе системного подхода предложена авторская синергетическая/универсальная трактовка сущности современного медиаобразования. В контексте выделения профессионального, неформального и информального способов обучения и воспитания представлены эффективные образовательные практики и культурно-просветительские проекты, реализуемые посредством медиаобразования в Московском педагогическом государственном университете. Рассмотрена медиапедагогика как неотъемлемая составляющая процессов обучения и воспитания в условиях цифровизации образования.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Купцова Ирина Александровна, Владимирова Татьяна Николаевна
Сохранить в закладках
ТЕХНООПТИМИЗМ ИЛИ ТЕХНОПЕССИМИЗМ: КАКОЙ ПУТЬ НЕОБХОДИМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 5 (2024)
Автор(ы): Луцькая Екатерина Евгеньевна, Литвиненко Мария Петровна, Склярова Наталья Юрьевна
Сохранить в закладках
СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПЕДАГОГА ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)

В статье рассматривается актуальность и доказывается необходимость создания профессионального портрета педагога городской школы. В данной статье на основании анализа истории отечественного городского образования, современных и перспективных моделей развития городов приведены обязательные элементы профессионального портрета педагога городской школы. В статье рассмотрены современные методы и формы организации образовательного процесса, повышающие эффективность обучения в городской школе, сформулированы основные требования к преподавателю для их успешной реализации в условиях школьного и внешкольного образования. В статье приведены компоненты образовательного потенциала городской среды и условия для их применения в городской образовательной практике, их стабилизирующая функция в современной городской образовательной системе. Сформулированы перспективные направления исследования, позволяющие создать профессиональный портрет педагога городской школы.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Мусатов Алексей Владиславович
Сохранить в закладках
КУРС "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ"КАК ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2024)

Актуальность статьи обусловлена необходимостью преодоления духовно-нравственных деградационных процессов современного общества, которые возможно переориентировать в позитивное русло за счет возврата к традиционным культурным ценностям русского народа, ключевое место среди которых занимают православные каноны, являвшиеся на протяжении более чем тысячелетия неотъемлемой частью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения граждан нашей великой страны, обеспечивая ее единение и духовное могущество. На опыте образовательной среды Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина раскрываются возможности использования православного образовательного поля для становления профессиональной компетентности будущего педагога как одного из действенных способов воспитания духовно-нравственной сферы их личности и подготовки его к воспитательной работе с детьми, к передаче своего духовного опыта. Описаны особенности преподавания курса «Основы православной педагогики» для обучающихся по программе среднего профессионального образования - программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что инициирование введения в программу подготовки учителей начальных классов в системе среднего профессионального образования курса «Основы православной педагогики» способно обеспечить становление профессиональной компетентности будущего педагога как в аспекте духовного развития его самого, так и способности им эффективно осуществлять в дальнейшем воспитательную работу по формированию духовно-нравственной сферы личности младшего школьника средствами религиозных воспитательных идей и положений. Делается вывод о том, что формирование профессиональной компетентности современного педагога должно включать интегративную общепрофессиональную подготовку с включением содержательных блоков профессиональных знаний в области православной культуры.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Карпачёва Ирина Анатольевна, Воищева Элина Леонидовна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)

Актуальность исследования связана с необходимостью формирования когнитивных и регуляторных функций у детей младшего школьного возраста, что важно для их адаптации в современном социокультурном контексте. Быстрые изменения в технологиях и образовании требуют развития произвольности психических процессов, таких как внимание, память, планирование и самоорганизация и др., которые играют ключевую роль в учебной и социальной адаптации детей. Исследование было проведено на выборке из 60 детей (8-9 лет) в МАОУ СОШ №31 города Ишим. Применялись методики, направленные на оценку различных аспектов произвольности: целеполагания, прогнозирования, планирования, коррекции, гибкости действий, адаптивности и рефлексии («Шаблон», «Бегущий гусь», «Тест простых поручений», «Круги» и другие), а для анализа данных применялся критерий φ* - угловое преобразование Фишера. У большинства детей произвольность когнитивных и регуляторных функций находится в активном процессе формирования, при этом ее компоненты развиваются неодинаково. Прогнозирование, адаптивность и мнемические способности формируются быстрее и качественнее, чем целеполагание, планирование, коррекция, гибкость действий, рефлексия и аттенционные способности. Результаты исследования подтверждают необходимость психолого-педагогического сопровождения для улучшения произвольности у младших школьников, что способствует их успешной учебной и социальной адаптации.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 8 № 1 (2025)
Автор(ы): Еланцева Светлана Александровна, Усламина Виктория Александровна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ (2024)

Статья посвящена анализу современной тенденции в экологической науке и экологическом образовании - гуманитаризации. Дана краткая характеристика этапам и разновидностям экологического образования и воспитания, сделан вывод о том, что на всех этапах одной из главных целей экологического образования является развитие полноценного, всестороннего экологического сознания и экологической культуры. Развитое экологическое сознание и экологическая культура являются мощным оружием в борьбе с экологическими проблемами. Наиболее эффективна в этом плане гуманитарная экология, задачей которой является формирование в сознании обучающихся ценностного, личностного, этического, эстетического отношения к природе, осознание единства человечества и природы. Экологическое сознание невозможно сформировать только на основе системы экологических запретов и информации об экологических катастрофах. Культура, социум, символические миры (например, цифровой) занимают в умвельте (значимом жизненном мире) человека все большее место, вытесняя из него природный мир. Задача гуманитарной экологии - вернуть человеку природу, пусть и в опосредованном, преломленном виде. Выполнить эту задачу возможно за счет использования в образовании экологического нарратива, художественно-эстетических средств, нравственно-экологического воспитания. Гуманитаризация экологического образования признана основным вектором его развития до 2030 г.

Издание: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: Т. 7 № 4 (2024)
Автор(ы): Петрова Екатерина Викторовна
Сохранить в закладках
АГРОКЛАССЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (2024)

Рассмотрен региональный опыт и результативность агроклассов, как уникального инновационного образовательного проекта по формированию осознанного выбора школьниками сельскохозяйственных профессий и сельского образа жизни. Обобщены внутренние и внешние факторы привлекательности сельских территорий, определена эволюционная направленность обучения в агроклассах - от эмоциональной составляющей к осознанию уникальности и важности конкретной специальности, а также информационные приоритеты в образовательных программах агроклассов.

Издание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИРОВОЙ НАУКИ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Нуттунен Павел Андреевич
Сохранить в закладках
СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В КОЛЛЕДЖЕ (2023)

Статья посвящена рассмотрению форм и методов педагогической работы, одним из которых является сингапурская методика. Представлен фрагмент урока по географии с применением данной методики в учреждениях среднего профессионального образования. Сделан вывод об использования данной методики для повышения качества образования студентов среднего профессионального образования. В современном мире существует огромное количество педагогических методик, позволяющих построить урок согласно требованиям ФГОС. Существует сингапурская методика обучения, целью которой является активное включение обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Издание: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАУКА И ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Денисова Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках