Цель статьи. Определить педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования.
Методология и методы исследования. Базой научной работы явились концептуальные положения различных подходов (процессного, системного и компетентностного). Результаты исследования основывались на теоретическом анализе научной педагогической литературы, при использовании методов сравнительного анализа и синтеза были получены новые знания в области цифровизации высшего образования. Информационная база исследования представлена положениями нормативных документов в сфере высшего образования Российской Федерации.
Результаты. В статье раскрыты характерные признаки процесса цифровизации высшего образования, определены педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Полученные результаты позволят преподавателям вузов осуществлять подготовку квалифицированных кадров для решения задач цифровой экономики.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает определение характерных признаков процесса цифровизации высшего образования и установление типологизации педагогических эффектов для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентов процесса обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования и определении понятия педагогического эффекта для студентов как результата профессионального и личностного развития обучающихся посредством внедрения в процесс обучения цифровых инструментов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части организации процесса обучения по изучению учебных дисциплин.
Выводы. Вопросы цифровизации высшего образования являются сегодня актуальными и востребованными и требуют дальнейшего детального изучения с участием административных структур вуза, государства и представителей бизнеса.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты оценки влияния социального капитала на эффективность системы управления человеческими ресурсами современных компаний. Исследованы научные подходы к определению социального капитала, представлена авторская позиция относительно сущности данного понятия, выявлены ключевые индикаторы социального капитала и его субстанциальные характеристики. На основе эмпирических методов исследования проведена оценка влияния социального капитала на формирование и развитие человеческих ресурсов в компаниях нефтегазового сектора и финансовых услуг с применением инструментов корреляционно-регрессионного анализа. По результатам анализа сделан вывод, что социальный капитал играет значимую роль в системе управления человеческими ресурсами современных высокотехнологичных компаний, позволяя собственникам получить значительные выгоды в виде повышения производительности, улучшения корпоративной культуры и роста инновационной активности. На основе проведенного анализа сформулированы конкретные практические рекомендации для повышения уровня социального капитала современных компаний, ориентированных на долгосрочное устойчивое развитие.
В статье рассматривается ситуация с кадровым обеспечением функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций, сложившаяся в России в последние годы. Актуальность затрагиваемой проблематики обусловливается высокой значимостью деятельности субъектов некоммерческого сектора экономики для обеспечения экономико-социального развития России. Методология проводимого в статье исследования основывается на статистическом анализе количественных данных, отражающих текущую обстановку в сфере кадрового обеспечения социально ориентированных некоммерческих организаций. По результатам анализа делается вывод о нисходящей динамике численности работников СОНКО (и, соответственно, недостаточности текущего их количества для обеспечения развития третичного сектора экономики). Отдельно отмечается снижение уровня вовлеченности населения в процессы функционирования субъектов некоммерческого сектора экономики, которое фиксируется на основе данных о характере изменения численности занятых. Практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании авторами необходимости развития кадровой политики социально ориентированных некоммерческих организаций на основе результатов подробного анализа соответствующих индикативных показателей, а также в разработке соответствующих рекомендательных мер. Так, в качестве основного направления трансформации данной области позиционируется организация кадровой работы с волонтерами, которые, по мнению авторов, с большей вероятностью смогут войти в штат СОНКО, чем представители иных категорий потенциальных сотрудников. Помимо этого, подчеркивается позитивный эффект деятельности по организации социально ориентированными некоммерческими организациями стажировок для студентов и выпускников заведений среднего и высшего профессионального образования, которые позволят потенциальным сотрудникам ознакомиться с целями СОНКО и их ключевыми ценностями.