В статье описан опыт использования потенциала педагогической мастерской для роста профессиональной рефлексии работников образовательных систем различного уровня - от школьных учителей до сотрудников муниципальных и региональных образовательных центров. Проанализированы смысловые основы, тенденции развития и опыт реализации педагогических мастерских в процессе обучения школьников, а также как ресурса становления профессионального и личностного роста педагога. Актуализирован потенциал педагогической мастерской как ресурса развития педагогической рефлексии учителя. Описан опыт реализации Педагогической мастерской под руководством профессора вуза как инструмента развития профессиональной педагогической рефлексии на этапе модернизации образовательной системы государства. Данный материал подготовлен в рамках празднования столетнего юбилея Татьяны Ивановны Шамовой, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО.
Целью данной статьи является изучение опыта, особенностей и влияния Китая в сфере образования в условиях цифровизации с опорой на международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования». В материалах исследования описываются статус создания платформ, рассматриваются основные содержательные особенности данных платформ, включая электронные учебные ресурсы, сервисные проекты, обширная поддержка шестью языками и многие другие функции. В представленном материале обсуждается влияние цифровизации на образование в Китае. Авторы попытались обосновать использование национальных платформ Китая как определенный ресурс международного сотрудничества, академической мобильности обучающихся и преподавателей. Изучая международную версию Национальной платформы государственных услуг «умного образования» Китая и Национальной платформы «умного образования», мы можем получить более глубокое понимание опыта и особенностей Китая в условиях цифровизации образования, а также его последствий для развития глобального образования в условиях цифровизации.
2024 г. является годом 100-летнего юбилея Т. И. Шамовой. В материалах проведенного исследования описаны основные вехи становления и достижения научной школы управления образовательными системами, основоположником которой по праву считается Т. И. Шамова. Научная школа управления образовательными системами имеет определенную известность среди педагогического сообщества и заслуженную научную репутацию; достаточный исследовательский уровень научно-практических исследователей, аспирантов и докторантов подтверждает практическую направленность научной школы. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учения Т. И. Шамовой, рассматривающей активность обучающихся как качество его учебной деятельности, в котором проявляется личность самого ученика, его отношение к содержанию, характер и стремление мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.
Введение. В условиях социально-экономической нестабильности применение инструментов риск-менеджмента при принятии управленческих решений, построении системы управления, включающей управление рисками, позволит более эффективно достигать поставленных целей. При этом проблеме управления рисками руководством образовательных организаций, так же как и в организационно-управленческой деятельности педагогических работников, не уделяется должного внимания. Это позволяет говорить о несформированной культуре управления рисками как одном из результатов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников в области образования. Культура управления рисками является одним из компонентов управленческой культуры, определяющих готовность педагогических работников к обеспечению качества управления в образовательной системе (управления образовательным процессом, учебно-познавательной деятельностью обучающихся и т. п.). Культура управления рисками все больше рассматривается исследователями с позиции инновационного типа управленческой культуры, ориентированной на реализацию инноваций, а осуществление инновационной деятельности всегда учитывает риски.
Материалы и методы: терминологический анализ риск-менеджмента в управлении образовательными системами; реферативный обзор становления и практической реализации рискологической культуры педагогических работников.