РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ ЦЕРКВИ В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» 1837-1861 ГГ.) (2024)

В статье представлен обзор взглядов и суждений, изложенных в одном из старейших периодических изданий Русской Православной Церкви – журнале «Воскресное чтение». Отмечается тенденция к последовательному осмыслению проблем воспитания и образования в Церкви на страницах журнала. Раскрывается процесс формирования воззрений на цели и задачи образования в Церкви. Как отмечают авторы, развитие педагогических идей происходит по пути от признания значимости духовного образования в целом и постулирования первостепенности развития с его помощью нравственных качеств христиан до возникновения мысли о наличии у Церкви реальной возможности осуществлять просветительскую деятельность, построенную на бессословных началах. Анализируются, высказываемые на страницах журнала, мысли о сходстве и различии светских училищ и училищ Церкви. Отмечается постепенное осознание значимости образования и необходимости привлечения всё более широких слоёв общества в образовательные учреждения при Церкви.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): Самыгин Сергей Иванович, Лядов Владимир Владимирович
Сохранить в закладках
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ И ШКОЛ ГРАМОТЫ ЧЕРКАССКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДОНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩНОГО СОВЕТА В КОНЦЕ XIX В. (2025)

В статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, которые регламентировали деятельность церковно-приходских школ и школ грамоты России в конце XIX – начале ХХ веков. Важнейшую роль в формировании этих школ сыграли «Правила о церковно-приходских школах» 1884 г. Они устанавливали иерархичное управление их деятельностью. На нижнем уровне управление деятельностью школ осуществлялось епархиальными учительскими советами. На основе архивных материалов Государственного архива Ростовской области раскрывается практика реализации некоторых административно-управленческих отношений в церковно-приходских школах Черкасского округа Всевеликого Войска Донского. Отмечается, что разрешение некоторых вопросов организационно-административного характера было затруднено из-за объективных причин – наводнений, эпидемий и т. п., а также ввиду нехватки денежных средств.

Издание: Наука, Образование, Современность
Выпуск: №1 (2025)
Автор(ы): Лядов Владимир Владимирович, Петренко Александр Викторович, Самыгин Сергей Иванович
Сохранить в закладках