Научный архив: статьи

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ (2025)

Цель. Целью данного исследования является выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения, проводимого в рамках Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту.

Методология и методы. В ходе работы были использованы интегративный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Материалом для анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы стали материалы, представленные в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, Elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, контент-анализа, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.

Результаты. Результатами исследования стало выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта. Была установлена роль института наставничества и менторства в подготовке участников олимпиады по искусственному интеллекту на различных этапах её проведения. Определено значение ученических, родительских и профессиональных сообществ, выявлены области их пересечений, возникающие взаимосвязи и влияние на поддержку и развитие олимпиадного движения, в том числе через формирование в открытом образовательном пространстве специальной образовательной среды для изучения искусственного интеллекта.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют сформировать основные подходы к совершенствованию основных направлений и форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта.

Выводы. В ходе исследования были выявлено, что основные направления, формы поддержки и развития олимпиадного движения по искусственному интеллекту в значительной степени обусловлены уникальными особенностями интеллектуальных состязаний в этой области и являются комплементарными. Установлено, что различные формы наставничества и менторства, используемые при подготовке школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту, наиболее эффективны при наличии выстроенных взаимосвязей в ученических, профессиональных и родительских сообществах, поддержке социальных партнёров проводимых интеллектуальных состязаний в данной области, что существенно влияет на формирование и развитие специальной образовательной среды в открытом образовательном пространстве.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Запалацкая Вероника Станиславовна, ГОРОБЕЦ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, БУЧЕЛЬНИКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Развитие интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества (2025)

В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение особенностей развития интеллектуальной одарённости студентов в рамках деятельности студенческого научного сообщества. Рассматриваются вопросы проявления отдельных свойств психики, совокупно обеспечивающих развитие интеллектуальной одарённости у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в период их участия в работе студенческого научного сообщества. Данные, собранные из научных публикаций в электронных базах (Российская государственная библиотека, eLibrary, Web of Science и Scopus), служат основой для анализа теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. Результатом исследования стало выявление у студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью в студенческом научном сообществе, уровня развития личностных характеристик, совокупно обеспечивающих степень проявления интеллектуальной одарённости в процессе её развития, признаков наличия как потенциальной, так и актуальной интеллектуальной одарённости, различающихся по степени выраженности. Установлена связь между личностными характеристиками, уровнем мотивации к научно-исследовательской деятельности и проявлениями интеллектуальной одарённости, что позволяет рассматривать участие в научном сообществе как фактор, способствующий её актуализации и развитию. Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на поддержку интеллектуальной одарённости студентов и повышение эффективности деятельности студенческих научных обществ.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 2 (83) (2025)
Автор(ы): Запалацкая Вероника Станиславовна
Сохранить в закладках
Проблема преемственности и развития интеллектуальной одарённости: от старшей школы к вузу (2025)

Целью исследования является изучение преемственности в формировании и развитии интеллектуальной одарённости у старших школьников и студентов вуза.

Рассматриваются вопросы преемственности развития интеллектуальной одарённости учащихся в процессе перехода от средней школы к высшему образованию. Одним из результатов исследования является выявление на примере Государственного университета просвещения структуры студенческого научного сообщества, его качественного состава. Установлены особенности динамики мотивации к интеллектуальной деятельности в зависимости от длительности активности в рамках студенческих научных исследований.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (82) (2025)
Автор(ы): Запалацкая Вероника Станиславовна
Сохранить в закладках