КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭКСПОРТНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ) (2025)

Обеспечение населения качественным продовольствием, а промышленности сырьем зависит от развития агропромышленного комплекса каждого региона России. Рынок сельскохозяйственной продукции Республики Хакасии характеризуется большим количеством мелких и средних производителей. На протяжении последних десяти лет сократилось количество сельскохозяйственных организаций и увеличилось число личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся аграрным бизнесом. Несмотря на общее снижение крупных сельхозпроизводителей объемы производства сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия не сократились, по некоторым видам отмечен рост. В регионе имеются резервы и ресурсы, определяющие экономические условия для развития высокопродуктивных, эффективных агро- и аквахозяйств. Преимущества агропромышленного комплекса Республики Хакасия заключаются в экологоэкономической эффективности при восстановлении традиционных животноводческих отраслей животноводства и внедрении инновационных культур в растениеводстве. Имеются возможности для формирования кластеров по переработке сельскохозяйственной продукции, точки роста легкой и химической отраслей промышленности в муниципальных районах Хакасии. Для стабилизации межрегиональных и внешнеторговых экономических связей проанализирован и систематизирован ряд проблем внутреннего и внешнего характера агропромышленного комплекса региона. Исследование начинается с комплексного эволюционного анализа сельского хозяйства Республики Хакасия. На основании статистических и ресурсных данных выявлены объекты размещения перерабатывающих предприятий в муниципальных образованиях республики. Определены изменения в динамике, структуре, географической направленности внешнеторговых связей Республики Хакасии, играющей важную роль в финансировании региона. Доказана возможность расширения несырьевого экспорта во внешнеторговом обороте Республики Хакасия с рекомендациями по товарным группам. Исследование способствует более глубокому пониманию взаимодействия регионального, межрегионального, внешнеэкономического сотрудничества, направленного на долгосрочное развитие внешнеэкономических связей регионов России.

Издание: ТОРГОВЛЯ, СЕРВИС, ИНДУСТРИЯ ПИТАНИЯ
Выпуск: № 3, Том 5 (2025)
Автор(ы): Куценко Светлана Юрьевна, Саая Ай-Херел Орлан-оолович
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2025)

В статье отмечается, что Республика Мордовия по показателям инновационной деятельности в течение последних лет уверенно лидирует в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации. Это диссонирует с общим проблемным состоянием пока еще депрессивного региона, но в то же время свидетельствует о наличии у него серьезного потенциала для роста и устойчивого развития. Курс на импортозамещение принципиально изменил и расширил направления создания и внедрения инноваций для отечественных разработчиков, стал исключительно привлекательным для представителей малого бизнеса. НИОКР в сфере малого предпринимательства характеризуется их высокой актуальностью и востребованностью, что определяется позиционированием малых предприятий и, соответственно, знанием проблем товарных и технологических рынков изнутри. Вместе с тем остается немало вопросов, требующих совершенствования системы поддержки разработки и внедрения инноваций в регионе, особенно в малом бизнесе. В статье обобщаются и анализируются основные результаты действующей региональной поддержки развития инновационной деятельности в малом бизнесе, формулируются и обосновываются конкретные предложения по ее совершенствованию.

Издание: ТРАЕКТОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Выпуск: № 1 (13), Том 4 (2025)
Автор(ы): Бурланков Степан Петрович, Имяреков Сергей Михайлович, Толмачев Илья Владимирович
Сохранить в закладках
ТЕНДЕНЦИИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ (2024)

Актуальность исследования вопросов локализации производства обусловлена тем, что современные вызовы (санкции и состояние экономики) определяют необходимость принятия и реализации эффективных мер политики импортозамещения. Локализация производства является важным аспектом стратегии экономического развития, обеспечивая суверенитет и устойчивость экономики, способствуя не только сокращению рисков, связанных с внешней зависимостью, но и поддержке развития отраслей промышленного сектора. Цель статьи заключается в исследовании основных тенденций локализации производства электрического оборудования в рамках политики импортозамещения. Задачи исследования состоят в систематизации подходов к локализации производства, анализе перспективных направлений локализации производства электрического оборудования. В качестве методов исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции. Выявлено, что в современных условиях локализация выступает необходимым инструментом ипортозамещения в рамках реализации промышленной политики, при этом разработанные механизмы государственной поддержки повышают потенциал развития производства для компаний, локализирующих свою продукцию. Сделан вывод, что в рамках политики импортозамещения возможна диверсификация экономики, в том числе за счет локализации производства. Однако снижение зависимости от импорта должно стать краткосрочной целью внутреннего инфраструктурного роста, стратегический фокус должен быть сосредоточен на согласовании политики открытой экономики с диверсификацией промышленного потенциала с целью увеличения экспорта в долгосрочной перспективе. Полученные в процессе исследования результаты позволили авторам сформулировать теоретические и практические рекомендации, направленные на формирование стратегического понимания процессов локализации производства электрического оборудования.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Маслеев Андрей Владимирович, Анисимов Александр Юрьевич
Сохранить в закладках
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ (2025)

В условиях международных санкций и логистических проблем легкая промышленность России сталкивается с серьезными вызовами, требующими адаптации политических процессов и институтов. Целью данной статьи является исследование значимости легкой промышленности России в современных условиях, определение ее влияния на политические процессы и институциональные преобразования, а также анализ политических стратегий и мер, направленных на поддержку этой отрасли. Особое внимание уделяется взаимодействию легкой промышленности с политическими институтами и ее влиянию на экономическую безопасность и социальную стабильность страны. В статье представлены определение легкой промышленности и классификация предприятий по типу продукции. Автор исследует влияние санкций на производственные процессы, логистические цепочки и политические реакции, рассматривает политические инициативы и программы импортозамещения, направленные на поддержание легкой промышленности и приходит к выводу о значимости легкой промышленности для политической стабильности и экономической безопасности России.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Казаков Вячеслав Евгеньевич
Сохранить в закладках
Возможные направления совершенствования правовых механизмов использования зарубежных объектов патентной охраны в целях интенсификации импортозамещения (2025)

В условиях необходимости интенсификации импортозамещения инновационной продукции, в первую очередь в социально значимых сферах, особую роль приобретает возможность правомерного применения российскими организациями не используемых или недостаточно используемых в Российской Федерации зарубежных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов без согласия патентообладателей с извещением их и выплатой вознаграждения в установленном законодательством порядке. Однако в российских нормативных актах недостаточно конкретизированы необходимые для этого правовые механизмы. Особого внимания заслуживает необходимость существенной модернизации правового инструментария использования по решению российского Правительства объектов патентной охраны без согласия патентообладателей в интересах национальной безопасности (ст. 1360 ГК РФ). По результатам комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта правового регулирования патентных правоотношений, а также с учетом международных обязательств Российской Федерации были разработаны предложения по модернизации данной правовой нормы с целью интенсификации процессов импортозамещения. Так, предложено ввести модель, при которой формируются перечни не используемых или недостаточно используемых на территории Российской Федерации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, после публикации которых любые заинтересованные российские организации, соответствующие общим установленным критериям, смогут подать заявки об использовании включенных в них результатов интеллектуальной деятельности. Данная модель представляется более эффективной и оптимальной для решения стоящих перед Россией задач по комплексному и широкомасштабному импортозамещению с целью решения задач по обеспечению национального технологического суверенитета.

Издание: LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
Выпуск: Том 78, № 6 (2025)
Автор(ы): Латынцев Александр Викторович
Сохранить в закладках
Стратегическое управление промышленностью Российской Федерации в условиях социально-экономической трансформации регионов (2025)

Работа посвящена исследованию проблем стратегического управления промышленностью в контексте социально-экономической трансформации российских регионов. В условиях глобальных изменений, вызванных внешними и внутренними факторами, такими как санкции, пандемия коронавируса, а также внутренние структурные трансформации социально-экономического комплекса, возникает необходимость пересмотра подходов к управлению промышленностью на региональном уровне. Автор рассматриваeт ключевые вызовы и возможности, стоящие перед российским промышленным сектором, анализирует существующие модели, инструменты стратегического управления и предлагает рекомендации по оптимизации управленческих процессов в регионах. Особое внимание уделяется вопросам адаптации промышленных предприятий к новым экономическим условиям, включая цифровизацию производства, развитие инноваций и повышение энергоэффективности. Рассматриваются механизмы государственной поддержки промышленности, направленные на стимулирование роста и модернизацию производственных мощностей. Подчеркивается важность межрегионального сотрудничества и координации действий федеральных и региональных властей для достижения устойчивого развития промышленного сектора. Автор делает акцент на необходимости разработки комплексных стратегических планов, учитывающих специфику каждого субъекта и ориентированных на долгосрочные перспективы, что отражено в перечне сформированных по результатам исследования принципов эффективного стратегического управления промышленностью Российской Федерации (далее – РФ, Россия) в условиях социально-экономической трансформации. Предложенные меры направлены на повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке и обеспечение технологического суверенитета страны по результатам реализации принципов эффективного стратегического управления промышленностью России. Исследование основывается на системном анализе, обзоре статистических данных, официальных документов и экспертных оценок, что позволяет сделать обсуждения и выводы работы объективными и применимыми на практике в контексте формирования механизмов государственного управления экономической системой и развития промышленного потенциала РФ.

Издание: E-MANAGEMENT
Выпуск: Т. 8 № 2 (2025)
Автор(ы): Вагин Сергей Геннадьевич
Сохранить в закладках
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ (2025)

В статье рассматриваются состояние, вызовы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России в современных экономических условиях. На основе анализа научных публикаций и официальной статистики автором выявлены противоречия в развитии сектора, связанные с доминированием торговли и услуг, ростом количества микропредприятий и самозанятых при снижении их вклада в ВВП. Определены основные вызовы, которые представлены следующими направлениями: санкционное давление, административные и налоговые барьеры, низкая эффективность господдержки и др. В заключении обозначены перспективные направления развития МСП, сопряженные с идеями цифровизации, импортозамещения и структурной диверсификации государственной поддержки с целью повышения конкурентоспособности сектора МСП и вносимого им вклада в национальную экономику России.

Издание: ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: № 2 (10) (2025)
Автор(ы): Черникова Людмила Ивановна, КИРИЛЕВИЧ С.А., МИНКИН Я.Д.
Сохранить в закладках
ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (2025)

Предмет: выбор определенного набора инструментов прежде всего определяется фундаментальными основами управления конкурентоспособностью предприятия и заключается в многогранности целей, на которые должно быть направлено управляющее воздействие - это цели, выбор, ресурсы и эффективность, персонал, миссия. Каждый из этих аспектов требует внимательного анализа и оценки для формирования стратегических задач и планов, так как динамично меняющиеся условия внешней среды создают дополнительные риски реализации целевых показателей промышленного предприятия. Цель: определить инструменты регулирования механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях импортозамещения. Проанализировать конкурентоспособность промышленного предприятия на основе PEST-анализа на примере ООО ФПК «КОСМОС-НЕФТЬ-ГАЗ». Дизайн исследования: в исследовательских работах ученых, затрагивающих вопрос конкурентоспособности предприятия фактически не берется во внимание специфика работы отечественных предприятий в условиях ускоренной политики импортозамещения технологий и продукции. Результаты: инструменты регулирования механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях импортозамещения применяются для эффективного функционирования импортозамещения на промышленных предприятиях нашей страны и, как следствие, - повышение их конкурентоспособности и спроса на отечественную продукцию на внутреннем и внешних рынках.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (181) (2025)
Автор(ы): Гунина Инна Александровна, Маркова Людмила Алентиновна
Сохранить в закладках
Новый подход к расчету валовой добавленной стоимости и фактического налогового бремени по отраслям (2025)

Проблема в развитии обрабатывающей промышленности и отраслей потребления во многом вытекает из специфики налогового бремени, но выверенных расчетов отраслевого распределения бремени нет. Важной задачей являются разработка формул налогового бремени, расчеты отраслевых различий этого бремени, интерпретация результатов через ключевые аспекты налогового законодательства.

ФНС публикует серьезную статистику и аналитику по поступлениям налогов и сборов по отраслям, детали налоговой базы по каждому налогу (лучше Росстата). Ежегодные материалы к федеральному бюджету содержат детали оценки налоговых льгот (налоговых расходов) по отраслям и видам налогов. Это является базой исследования, обрабатываемой методами математических формул и логического анализа. Результаты авторских расчетов показали, что обрабатывающая промышленность фактически облагается в 1,5 раза большими налогами, чем отрасли сферы потребления. Оптовая торговля, гостиницы и общепит, финансы и недвижимость платят НДС по фактической ставке 1–4%, производители угля, руды, нефтепродуктов – отрицательный НДС, а производители электроники, оборудования и автотранспорта – в среднем 15%. Фактические ставки социальных взносов в обрабатывающей промышленности 23%, а в торговле, финансах, гостиницах и общепите, недвижимости – от 6 до 13%.

Основными выводами показаны специфика возврата НДС по экспорту и капитальным вложениям для экспортеров сырья, концентрация малого бизнеса и УСН в отраслях потреблении. Необходимо перераспределить нагрузку по НДС и социальным взносам на 6 и 5 п. п. плюс на отрасли потребления и минус – на обрабатывающую промышленность, хотя бы для выравнивания фактического налогового бремени.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 6: ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 60 № 3 (2025)
Автор(ы): Ануреев Сергей Владимирович
Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (2024)

Проведён анализ подходов к определению сущности стратегического управления и импортозамещения. На основании изучения генезиса теории стратегического управления сформулирован авторский подход к определению сущности и характеристик стратегического управления промышленностью в контексте реализации политики импортозамещения. Выделены ключевые характеристики импортозамещения.

Издание: ФОРПОСТ НАУКИ
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): Тхазеплов Асланбек Мартинович, Ковальский Руслан Расулович
Сохранить в закладках
Проблемы правового регулирования реализации основных направлений научно-технологического развития России (2025)

Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Остроушко Александр Владимирович
Сохранить в закладках
Бюджетные меры обеспечения экономической безопасности в современных российских реалиях (2025)

В статье рассматриваются бюджетные меры обеспечения экономической безопасности России в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках разработки, закрепления и применения бюджетных мер обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступили положения нормативных правовых актов (включая бюджетное законодательство), документы стратегического планирования, а также отдельные проекты, подходы и концепции обеспечения экономической безопасности бюджетными мерами. Автор анализирует дуалистическую природу влияния бюджетных мер на экономическую безопасность, проявляющуюся через прямое и опосредованное воздействие. Особое внимание уделяется систематизации и классификации ординарных (общих) и экстраординарных (антикризисных) бюджетных мер. В статье исследуются бюджетные меры стратегического планирования, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные механизмы, а также специальные бюджетные меры, применяемые в кризисных ситуациях. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальные научные методы: формально-юридический анализ, системный анализ права и анализ правоприменительной практики. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении и систематизации бюджетных мер обеспечения экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления. В работе сформулировано авторское определение бюджетных мер обеспечения экономической безопасности как комплекса взаимосвязанных бюджетно-правовых и организационных механизмов, реализуемых в рамках бюджетной системы для защиты национальных экономических интересов. Разработана оригинальная классификация бюджетных мер по механизму воздействия (прямые и косвенные), характеру применения (ординарные и экстраординарные) и содержанию (стратегические, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные - для ординарных; институциональные механизмы антикризисного регулирования; специальные формы целевого финансирования; специальные меры поддержки населения и бизнеса; специальные механизмы макроэкономической стабилизации - для экстраординарных). Выявлена специфика антикризисных бюджетных мер в условиях санкций.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Темирбулатова Фатима Алиевна
Сохранить в закладках